Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Влахернская церковь всегда была одной из главных святынь Константинополя: здесь хранились риза: (по-гречески – «омофор», то есть покров) и пояс Богоматери, привезенные паломниками из Иерусалима. В IX веке от Р.Х. наши предки – русы, тогда еще язычники, осадили Константинополь. Во время службы во Влахернской церкви защитникам города явилась Богоматерь, и, в знак того, что дает им свою защиту, покрыла их своей ризой. После этого омофор погрузили в прибрежные воды, и поднявшаяся в ту же минуту буря разметала русские ладьи.

Есть и другие версии, но самое интересное в этой истории то, что именно Покров, греческий праздник поражения руссов, стал одним из главных праздников русской церкви. Все дело в том, что, проиграв сражение, русы выиграли нечто большее. Увиденное в Константинополе чудо потрясло их, и вскоре нападавшие попросили крестить их – так Православие впервые пришло на Русь. А чудо явления Пресвятой Богородицы стало пониматься с тех пор как знак покровительства Богородицы всем молящимся и прибегающим к Ее заступничеству.

На Руси этот праздник был установлен в XII веке заботами святого князя Андрея Боголюбского. При нем же в 1165 году был построен знаменитый храм Покрова на Нерли.

Праздник Покрова Богоматери и икона Покрова – трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской – пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых.

Есть целый город во Владимирской области – Покров.

В Москве есть Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова русские овладели городом.

Празднование иконы Покрова Пресвятой Богородицы совершается 14 октября по новому стилю.

Долгое время праздник Покрова праздновался только в России, а в Греции, где он возник, о нем забыли. Но в нынешнем веке вернулся он и в Греческую Церковь. Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу этой страны освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. По решению Священного Синода Элладской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется в день освобождения Афин 28 октября, ему составлена особая служба.

Особо почитается Божья Матерь и праздник Покрова на Святой горе Афон в Греции. Это место, являющееся земным уделом Богородицы.

ПРАЗДНОВАНИЕ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПРОСЛАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ВАСИЛИЯ СТАРЦА ПЛОЩАНСКОГО

 

 

 17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в Богородицкой Площанской  мужской пустыни состоялись торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия (Кишкина), старца Площанского.

На площади восстанавливаемого Казанского собора Божественную литургию совершили Высокопреосвященнейший Александр Митрополит Брянский и Севский, Епископ Великолукский и Невельский Сергий (Псковская митрополия), Епископ Клицовский и Трубчевский Владимир в сослужении духовенства Брянской митрополии.

В центре соборной площади была установлена украшенная цветами рака со святыми мощами преподобного Василия Площанского.

На малом входе глава Брянской митрополии прочитал Деяние о канонизации преподобного старца Василия (Кишкина) Площанского. Под пение тропаря святому Владыка Александр благословил его иконой молящихся.

По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Василию Площанскому. В завершение, приветствуя светских лиц, своих духовных собратьев, духовенство и паломников, во множестве собравшихся в древнюю святую обитель, Митрополит Александр сказал:

 - Я всех вас сердечно приветствую с праздником Светлого Христова Воскресения и с днем прославления преподобного Василия Площанского. Еще Владыка Сергий, будучи игуменом этой обители, прилагал немало усилий к прославлению его святой памяти. И если вы внимательно читали житие старца Василия, то заметили, что даже люди святой жизни, высокой, духовной, на своем земном пути подвергаются многим притеснениям, насмешкам. Иногда их выгоняют из монастырей, но как сказано в молитве, они кротостью и смирением побеждают врага рода человеческого, который настраивает людей против святых. И в нашей жизни тоже присутствует немало всяких скорбей, бед, напастей, и каждый из нас по-разному принимает волю Божию. Одни – сопротивляются, ропщут, обижаются на Бога. Другие с благодарностью воспринимают посещение Божие, будь то болезнь или какие-то трудности. Они понимают так, что это духовное лекарство от Бога, которое нам, если мы правильно его принимаем, со смирением, без ропота, конечно, приносит определенную духовную пользу. Господь ведь не желает смерти грешному человеку, а мы люди все грешные, и, как известно, ничто нечистое не войдет в Царство Небесное, поэтому Господь и очищает нас во временной земной жизни от всякой скверны. Но вот иногда дело своего спасения мы откладываем на последние годы. А преподобный Василий нам являет другой пример – он с семи лет отроду, маленьким мальчиком уже был послушником в монастыре, и отец его, понимая значение этого служения Богу, благословил сына на тесный и скорбный жизненный путь.

Дорогие братья и сестры! Когда мы с вами прославляем память святых угодников Божиих, то не должны только удивляться и восторгаться величию их подвига, но должны по мере сил, насколько позволяет нам наша вера, стараться подражать их жизни, брать с них пример. По святым молитвам преподобного Василия всем вам желаю спасения души.

В ответном слове настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин) поблагодарил архипастырей за посещение обители: «Сердце сегодня наполняется радостью об этом событии – старец Василий Площанский прославлен в лике святых, и теперь вся полнота Русской Православной Церкви будет молиться, просить помощи, вразумления у этого великого подвижника Божия. И Брянская земля также получила своего предстателя, того, кто будет всегда молить Бога и пребывать с нами».

История канонизации преподобного Василия (Кишкина)

Старец Василий преставился в 1831 году в Богородицкой Площанской мужской пустыни в возрасте 86 лет. После революционного 1917-го почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. Мощи отца Василия были обретены весной 2002 года у алтаря разрушенного Казанского собора. В те годы обителью управлял архимандрит Сергий (Булатников), сейчас епископ Великолукский и Невельский. Подготовленные документы для канонизации старца были отправлены в Синодальную московскую комиссию. В 2008 году состоялось прославление отца Василия в соборе Глинских святых Украинской Православной Церковью. Спустя девять лет, 30 ноября 2017 года, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иеросхимонах Василий (Кишкин) был причислен к лику общецерковных святых. 25 мая 2018 года включен в Собор Брянских Святых. Мощи преподобного Василия пребывают в Богородицкой Площанской мужской пустыни в Покровском храме.

Новое издание жизнеописания и писем старца

В преддверии празднества издательством «Наследие Православного Востока» (г. Серпухов) в 2018 году была издана книга «Великий Василий. Жизнеописание и письма инокиням прп. Василия Площанского». Автор жизнеописания – иеромонах Диомид (Кузьмин) на протяжении десяти лет работал над его составлением, изучая документы в архивах. И в 2010 году была издана первая книга «Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского». В 2015-м в оригинале опубликованы «Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина). Это духовное наследие старца, хранившееся в виде двух рукописных тетрадей в фонде Голубинских, профессоров Московской духовной академии, в Российской государственной библиотеке, представляет собой учение об аскезе. Публикация такого уникального памятника русской патристики первой трети XIX века осуществлена впервые. В новом издании 2018 года письма даны в современной редакции.