Исторические сведения
XV век — середина XVII века
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь возникла на юго-западе Святой Руси еще в незапамятные времена и в течение почти пяти столетий занимала одно из важных мест среди русских православных обителей. Она славилась строгостью устава и высокой духовной жизнью насельников, непрерывно несших в ее древних стенах свой монашеский подвиг. Площанская пустынь вписала яркую и самобытную страницу в летопись истории отечества, в полной мере разделив его судьбу.
По преданиям, сохраненным в Площанской пустыни и окрестных селениях, на месте Казанского Богородицкого Площанского мужского монастыря или вблизи него, в долине реки Неруссы, рядом с Площанским озером, еще в начале XV века располагалась Свято-Николаевская обитель, относившаяся к Комарицкой волости. Нестроения и распри между русскими князьями, оказавшимися не в силах противостоять военной экспансии со стороны своего западного соседа — Великого княжества Литовского, привели к тому, что эти исконно русские земли с середины XIV и до начала XVI века находились во владении князей литовских.
В состав Литвы входил тогда и расположенный в этих краях город Мценск, жители которого стали свидетелями явления чудотворного образа Святителя Николая Мирликийского, приплывшего по реке Зуше против ее течения. Святой Николай держал в руке хартию, на которой изумленные горожане прочли надпись: Пошлите меня на Плоское место. И такое место вскоре определилось. В те стародавние времена Николаевская обитель называлась в народе и Площанской пустынью, и Плосским монастырем. Потому здесь и нашел чудотворный образ место своего пребывания.
Названия пустыни на протяжении ее всей многовековой истории звучали по-разному: Николаевская пустынь, Площанская пустынь, Плосская пустынь, Площанский монастырь, Пречистенская Площанская пустынь, Николаевская Площанская пустынь, монастырь Площанская пустынь, Богородицкая Площанская пустынь, Севская Богородицкая Площанская пустынь и, наконец, Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь.
Строитель Площанской пустыни игумен Серапион в своем отзыве на имя Севской Духовной консистории в 1778 году о времени возникновении пустыни писал так:
Площанская пустынь, по справке о ней в церковной книгохранительнице, с которого года и по какому случаю начало свое возымела, о том письменных сведений не отыскалось, а что она стала возобновляться между 1613 и 1620 годами, то есть после нашествия и разорения польским королем и ляхами, как на царствующий град Москву, так и прочие великороссийские места. На сем месте до оного времени существовал древний монастырь, именуемый Николаевский, но при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами.
Спасение России от Великой смуты молитвенным предстательством Пресвятой Богородицы и русских святых.
Наступившая Великая смута, в виде самозванщины, — пишет русский историк В. В. Назаревский, — имела в нашей истории значение истребительного пожара — испытания русского народа и его созданий огнем. Этот пожар своим всепожирающим пламенем уничтожил не только нечистое, но и чистое и оставил от многовековой России и Москвы только одни развалины, на коих готовились строить новое, уже не русское здание поляки. Но под углем и пеплом разрушения таились живые и зиждительные силы, кои поднялись на пожарище, чтобы изгнать из Русской земли ее новых хозяев-властителей, чтобы восстановить Русское государство, его столицу, весь наш быт. Нужно ли говорить, что эти силы заключались в русской народности и в нашей вере православной?
Против иноземных захватчиков возвысил свой голос священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. В составленных им и разосланных по всей Руси грамотах он призывал народ русский на защиту отечества и веры православной. Грамоты эти воскресили Русь, ополчив ее на врагов, воздвигли и гражданина Минина, и князя Пожарского, и их сподвижников.
Подвигом мученичества за веру и отечество увенчалось высокое служение и подвижническая жизнь Патриарха Ермогена. Святый Патриарх Иермоген, новый исповедник, пас Церковь Божию пять лет, согнан с престола от панов и от русских изменник, и посадиша в темницу, и умориша. Но умирая от голода в подземелье Чудова монастыря, святой мученик оставался светел и неколебим душой, призывая народ восстать за Русь Святую и веру православную. Его благословение надежнее кованых доспехов защищало ополченцев.
Вместе с грамотами Патриарха Ермогена ходили по всей Руси Троицкие грамоты, составленные архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дионисием и келарем Авраамием Палицыным.
Как поведал архимандриту Дионисию организатор и предводитель ополченцев Козьма Захарьевич Минин, в 1611 году перед ним, нижегородским купцом и земским старостой, трижды являлся в сонном видении печальник и молитвенник Земли Русской, ее святой игумен преподобный Сергий Радонежский, повелевая собирать казну и людей и вести войско на Москву. Не сразу решился Минин исполнить это повеление. В третий раз явившись Минину, Троицкий игумен был неумолим и грозен, сказав: «Для того, чтобы ты удостоверился в истинности этого видения, нашлю на тебя болезнь». И действительно, тяжко заболел Минин, а покаявшись и обретя прежнее здравие, обратился к народу с Воззванием, призывая встать на защиту Московского государства и истинной веры православной. Во главе народного ополчения вместе с воеводой князем Димитрием Пожарским повел он войско на Москву против постылых оккупантов.
Тем временем горячо молился в своем затворе преподобный Иринарх, затворник Борисоглебский. Открыто ему было заранее, что войдут в Москву интервенты и будет она сожжена, но победа придет в стан русских воинов. Он посылает князю Пожарскому свое благословение и просфору, наказывая передать ему такие слова: «Увидете славу Божию».
Народное ополчение подошло к Свято-Троице-Сергиевой Лавре 18 августа 1612 года, в тот самый день, когда 232 года назад, в 1380 году, преподобный Сергий благословил святого благоверного великого князя Московского Димитрия Донского на Куликовскую битву. Теперь воинов благословлял преподобный Дионисий, Троицкий архимандрит. В течение многих часов проходили перед ним ряды ополченцев, и каждого воина он благословлял на священную брань за Отечество крестом и окроплял святой водой.
22 октября 1612 года преподобный Сергий Радонежский явился томившемуся в Кремле в польском плену греческому архиепископу Арсению, прибывшему в Москву с греческим митрополитом Иеремией, и сказал: Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость: заутро Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена. Эту радостную весть удалось передать русскому войску.
Перед решающей битвой за Москву отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес с собой список чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
Чудотворная Казанская икона Царицы Небесной была обретена в Казани в 1579 году. В ту пору Патриарх Ермоген служил там священником при церкви
Николая Гостинского: Мне же тогда в чину поповства святого Николы, иже зовется Гостин. «Повесть о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде, составленная смиренным Ермогеном, митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 (1594 г.), месяца июля в 8 день» — яркое документальное свидетельство очевидца и участника этого великого события в истории Русской Православной Церкви.
Было же так, — повествует Патриарх Ермоген, — в год 7087 (1579) при Державе благочестивого и христолюбивого благоверного Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея Руси Самодержца, и при его благородных царевичах князе Иоанне Иоанновиче и князе Феодоре Иоанновиче... месяца июня в 23 день в память святой мученицы Агриппины был пожар в новопросвещенном граде Казани по прошествии двадцати шести лет от завоевания города. Невиданной силы пожар уничтожил тогда почти все постройки в Казани. Не пощадил он и дом стрельца Онучина, малолетней дочери которого Матроне явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела девочке оповестить жителей Казани о том, что под развалинами одного из сгоревших домов, на пепелище, находится Ее икона. Девица Матрона начала копать на месте, где была печь, также и другие с нею, и выкопала немногим более двух локтей. О чудо, явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрии вместе с Предвечным Младенцем Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом... Я же, будучи недостойным, со страхом и радостью прикоснулся к чудотворному тому образу, взял его с деревянной подставки, подложенной на том месте, где была в земле та чудная икона. По повелению архиепископа народ пошел с нею и с прочими святыми иконами и честными крестами в ближайшую церковь святого Николая Тульского. И там по совершении молебного пения архиепископ со всем освященным собором и воеводами, со всем множеством православных мужей вместе с их женами и детьми, идущих вослед святых икон, пошли во град с новоявленной чудотворной иконой... Я по повелению архиепископа ради такого множества народа медленно шел с чудотворной иконой, и теснящийся народ не мог отклонить меня ни направо, ни налево, потому что нес я пречудный и чудотворный образ Носящего всю тварь и Его Богоматери.
От иконы сразу же стали совершаться дивные чудеса исцеления. На месте обретения иконы Царицы Небесной был возведен Богородицкий монастырь. Первой монахиней, а впоследствии и игуменией обители становится инокиня Марфа, в миру — Матрона Онучина. В память обретения иконы в 1579 году установлено празднование Казанской иконе Божией Матери 8/21 июля.
В 1904 году чудотворная икона была похищена из Богородицкого монастыря, и о ее дальнейшей судьбе нет достоверных сведений.
Явленный в Казани чудотворный образ Божией Матери — это список с иконы, написанной апостолом Лукой и хранившейся во Влахернском храме в Константинополе.
В год обретения чудотворного образа с него был сделан список для царя Иоанна Васильевича Грозного и отправлен в царствующий град Москву. В Смутное время с Казанской иконы был сделан еще один список, который и был передан ополченцами князю Пожарскому.
После трехдневного поста и молебна перед чудотворной иконой, призвав на помощь Царицу Небесную, 22 октября/ 4 ноября ополченцы приступом взяли Китай-город. Вместе с русскими ратниками в Китай-город вошла Казанская икона Божией Матери. В честь этого события установлено празднование иконе Казанской Божией Матери 22 октября/ 4 ноября.
Польские гарнизоны полностью капитулировали, и 25 октября/7 ноября под перезвон колоколов Народное ополчение во главе с Козьмой Мининым и князем Пожарским, несшим икону Царицы Небесной впереди войска, вошло победителями в Московский Кремль.
Так Божие Провидение по молитвам Пресвятой Богородицы и русских святых спасло Россию от гибели в тяжкую годину Великой смуты. Созванные в Москву из всех городов уважаемые люди на великий Земский Собор единодушно и, безусловно, добровольно решили восстановить прежнюю власть царя-самодержца... Выбор остановился на роде, близком уже прежде к царскому престолу— бояр Романовых... 21 января 1613 года был подписан акт избрания на царство Михаила Феодоровича Романова, коему предназначено было основать национальную династию и восстановить разрушенное до основания Русское государство.
Возобновление Площанской пустыни
Год основания династии Романовых по неисповедимым судьбам Божиим совпал со временем прихода на Площанский колодезь, полностью разрушенный войсками Лжедмитрия, постриженника Киево-Печерской лавры иеромонаха Прокопия. Это событие отражено в «Ведомости о состоянии Богородицкой Площанской общежительной пустыни Орловской епархии за 1878 год», составленной архимандритом Моисеем: Основателем вновь оной пустыни был иеромонах Прокопий, пришедший из Киева с двумя монахами не известных имен и фамилий, а о нем только известно, что из рода греков, постриженец Киево-Печерской Лавры. Отец Прокопий, возблагодарив Создателя и Приснодеву Марию за удивительной красоты уединенную местность, Божиим Промыслом предназначенную для его спасения, поселяется на горе, выкопав в ней себе пещерную келлию. Пришедшие вместе с отцом Прокопием в пустынь монахи последовали его примеру и устроили себе келлии в земле, близ древнего Площанского святого колодца. Они установили над источником деревянную часовню для совершения молитв. В эту часовню иноки перенесли деревянный резной образ Святителя и Чудотворца Николая и большое резное Распятие, найденные отцом Прокопием на пепелище Николаевской обители.
Истовые труды насельников по восстановлению святой обители на прежнем месте встретили жесткое сопротивление некоторых пришлых жителей, самовольно осевших на бывших монастырских землях. В те годы окраинные русские земли привлекали к себе искавших счастья беглых — гулящих людей. Об этом весьма болезненном для государства процессе самовольной колонизации историк Н.И. Костомаров пишет: Земля Северская, земля преимущественно украинная, заключала много в себе казацкого, противного тому, чего хотела государственная власть. В укра-инных городах было убежище всего, чего не уживалось в центре России и старых ее областях. Туда укрывались беглые холопы и крестьяне, недовольные произволом помещика, приказчика или мира, не хотевшие платить поборов посадские, не желавшие служить дети боярские. Туда ускользали сделавшие преступление и ожидавшие казни, самые служилые люди посылались туда в виде наказания".
Комарицкая волость, куда входили земли монастырские, в XVII веке становилась все более населенной пришлым народом и прославилась буйным поведением своих жителей. Притеснения со стороны крестьян вынудили отца Прокопия искать милости и защиты у молодого Государя Михаила Феодо-ровича в Москве, куда иеромонах вместе с двумя иноками прибыл в 1620 году. Отец Прокопий был радушно принят и получил у царя дозволение на возобновление древней обители и построение святого храма, на которое создание, как пишет игумен Серапион, была дана Его Святейшества храмозданная грамота, с приложением к ней личной печати Патриарха Московского Филарета Никитича Романова, отца Государя.
На благословение новосозидаемой обители Государь промыслительно даровал две иконы из своих царских палат — Всемилостивого Спаса и список чудотворной Казанской иконы Пресвятой Божией Матери — Заступницы Земли Русской в недавнее, горькой памяти Смутное время.
По монастырским преданиям отец Прокопий, возвращаясь из Москвы с бесценными дарами от царствующего рода Романовых, стал свидетелем события чудесного. Как пишет монастырская летопись, от усталости старцы сидоша подле большой сосны и воздре-маша на мгновение, и отверзоша очи, и видеша икону на сосне, сияющую яко солнце. И со слезами сотвориша молитву, и получиша паки икону. Урочище, получившее с тех пор название «Святая сосна», находится в одной версте от монастыря, недалеко от обочины дороги, ведущей в Брасово.
Ревнуя о спасении своей души и славе Божией, отец Прокопий с помощью иноков сразу же по возвращении из Москвы строит небольшую деревянную церковь вблизи озера, на указанном Богородицей месте. Иноки перенесли в новую церковь, освященную в честь Казанской иконы Божией Матери, дарованные царем иконы и резной образ святого Николая. К церкви был пристроен придел во имя Святителя Николая.
Направляемые Заступницей усердной в Площанскую Богородицкую пустынь ищущие спасения богомольцы нередко оставались здесь навсегда для несения иноческих подвигов.
По внушению лукавого крестьяне, самовольно захватившие земли вокруг Площанского монастыря, снова стали досаждать его насельникам. Крестьянин Рыбальский, по прозвищу Чертов, отличался от прочих особой жестокостью: он не гнушался прибегать к побоям священнослужителей, угрожая им расправой, глумясь над верой православной и монастырскими святынями. Дабы положить конец беззаконию, отец Прокопий вновь держит путь в Москву и обращается за помощью к Государю.
Государь Михаил Феодорович передал в вечное владение на пропитание обители землю, расположенную вокруг монастыря, в количестве 2645 десятин 154 сажен. (Десятина равна 1,08 га, сажень — 213 см. В общем 2856,6 га и 315 кв. м.) По возвращении из Москвы отец Прокопий незамедлительно приступил к благоустроению Площанской пустыни. В монастыре были возведены необходимые хозяйственные постройки, приобретены ризы, книги, священные сосуды и другие церковные принадлежности, построены братские келлии. Иноки монастыря начали осваивать обширные земельные угодия, царской властью отныне навечно закрепленные за Площанской святой обителью.
Возобновитель Площанского монастыря, его первоначальник и строитель Прокопий отошел ко Господу в 1644 году, на 70-м году жизни, и был погребен в алтаре воздвигнутой при нем церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.
Чудеса от Казанской иконы Божией Матери из Площанской пустыни.
На протяжении четырех столетий отчаявшиеся в спасении, как к последней своей надежде прибегали к этому чудотворному образу, являвшему многочисленные чудеса исцеления от недугов физических и слепоты духовной.
От чудотворной Казанской иконы Божией Матери из Площанской пустыни получали исцеления и насельники обители, и местные жители, и приходившие в обитель издалека многочисленные паломники.
В 1797 году село Брасово и его окрестности подверглись нападению невиданных дотоле полчищ саранчи. Чудотворный образ Царицы Небесной обнесли вокруг села, и саранча была истреблена внезапно налетевшей стаей грачей. Как видно из указа Орловской Духовной консистории от 5 июля 1815 года, после этого чуда жители села Брасова обратились к епархиальному начальству с просьбой о дозволении ежегодно поднимать икону в села и деревни для молебствий, на что и было получено разрешение.
Свирепствовавшая в городе Брянске в 1848 году эпидемия холеры прекратилась после того, как по прошению жителей города была принесена из Площанской пустыни святая икона Заступницы Небесной. По молитвам перед чудотворным образом после крестного хода прекратилась эпидемия холеры и в городе Севске, жители которого с тех пор испрашивали икону из Площанского монастыря в свой город ежегодно на два месяца.
Во время грозы летом 1851 года произошел пожар от молнии, попавшей в монастырский корпус Площанской обители; после молебна перед иконой Пресвятой Богородицы, совершенного монастырской братией, он прекратился.
Сильный пожар объял пламенем дом в селе Брасове в 1858 году. При бушевавшем ветре к дому невозможно было подойти. Пожар сразу ослабел и вскоре совсем утих после того, как жители села обнесли вокруг полыхающего огнем дома Казанскую икону Божией Матери. Ни один другой дом в селе от пожара не пострадал. По просьбе жителей икона ежегодно износилась из монастыря в разные города Орловской губернии.
В «Орловских Епархиальных ведомостях» так повествуется о чуде от Казанской иконы Божией Матери в городе Карачеве: Сего 1894 года, с Юна И марта, — свидетельствует по священству диакон Карачевской Преображенской церкви Константин Архангельский, — жена моя разрешилась от бремени: роды были благополучные. Вдруг без всяких видимых причин жена моя на третий день после родов тяжко заболела. Я обратился к врачу М. за помощью, который нашел жену мою опасно больной настолько, что один не решался лечить ее, а попросил меня собрать консилиум врачей. На консилиуме врачи все единогласно признали, что жена моя страдает родильною горячкою в сильном развитии, и заключили, что больная проживет два или три дня, не больше; врач же С. прямо отозвался о больной: «Это живой "труп". 28 марта святая икона принесена была ко мне в дом; больная жена моя с верою попила воды, при иконе сей находящейся; после этого отслужен был молебен перед иконою; затем больной с каждым днем становилось легче. Болезнь впоследствии совсем прошла; больная выздоровела.
Царственные соседи обители.
Возрождение и дальнейшее благосостояние Площанской обители связано с историей царствования династии Романовых — благотворителей пустыни и ее ближайших соседей. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения Великого князя Георгия Александровича Романова, приобретшего две усадьбы в селе Брасове и на хуторе Локоть в Главном департаменте уделов. После смерти Великого князя Георгия Александровича в 1899 году имения перешли во владение Великого князя Михаила Александровича Романова (1878— 1918). Стараниями членов Августейшей фамилии усадьба была приведена в образцовый порядок: устроен огромный парк с фонтаном, проложен водопровод, проведены телефон и телеграф, построены конный двор для разведения орловских рысаков, два винокуренных завода, маслобойня, механический завод, полтора десятка мельниц, завод по переработке пеньки и несколько лесопильных предприятий. Был основательно отреставрирован помещичий дворец ее прежнего хозяина, предводителя Орловского дворянства Виктора Владимировича Апраксина, и воздвигнут новый изящный деревянный дворец для Великого князя. Талантливый пейзажист С.Ю. Жуковский апечатлел на своих полотнах виды Бра-совских имений и интерьеры дворца. Богатые и развитые угодья Великого князя Михаила Александровича приносили ему в последние годы перед октябрьским переворотом более полутора миллионов рублей чистого дохода.
Великий князь Михаил Александрович, гостя у себя в поместье, неоднократно заезжал в монастырь поклониться его святыням. Как отмечают архивные записи, в 1901 году 19 августа к 4 пополудни Великий князь побывал в экономическом управлении в селе Крупец, заезжал в тамошнюю Макарьевскую церковь и посетил дом священника отца Дмитрия Попова, при этом он заметил: «Церковь ваша хороша».
В 1911 году 16 апреля Великий князь изволил посетить саму обитель. Его Высочество, прибыв в монастырь в 11.30 дня, после встречи у Святых врат, проследовал в соборный храм, где после краткого, с возглашением многолетия молебна приложился к кресту и храмовой Казанской иконе Божией Матери. Затем Его Высочество изволил посетить настоятельские покои, где, как пишут «Орловские Епархиальные ведомости», откушал чаю и удостоил настоятеля милостивого разговора. После чая Его Высочество посетил святой монастырский колодезь, после чего отбыл из пустыни в свое Брасовское имение. В 1916 году Великий князь, пребывая в предпасхальные дни в своих владениях, причащался в Великую Субботу в местной Брасовской церкви, а к Светлой заутрене решил съездить в монастырь. Прослушав службу, Его Высочество вместе с главным управляющим имениями В. Т. Шацким, гостями — князем и княгиней Вяземскими, Г. А. Бантле, О. А. Рад-кевичем, А. С. Матвеевым, Н. Н. Джонсон и К. А. Коттон — были приглашены настоятелем на разговение.
Площанская обитель в начале XX века
Общий вид и устроение обители
К началу XX века Площанская пустынь считалась одной из самых благоустроенных обителей России. Из тринадцати монастырей Орловской епархии, к которой пустынь принадлежала до 1917 года, она прочно занимала ведущее место. На протяжении нескольких столетий Площанская пустынь, давшая миру сонм благолепных старцев, была одним из центров духовного и культурного просвещения России, неся христианскую истину во всей ее чистоте и целостности.
В монастырских архивах сохранились подробные описания архитектурного ансамбля обители, окончательно сложившегося к началу XIX века и органично вписавшегося в окружающий природный ландшафт, его хозяйственных построек, а также внутреннего убранства храмов.
Вот каким во всей своей красе и величии представал перед паломниками славный Площанский монастырь в начале XX века.
Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих паломников. Уже при выходе на станцию Бра-сово богомольцы могли отдохнуть и переночевать в странноприимном доме, принадлежавшем монастырю и располагавшемся прямо на станции. До Площанской пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выложенной до самой обители, или, углубясь в молитву, за три часа доходили до цели своего паломничества — благо, что дорога пролегала через усадьбу Михаила Александровича Романова и была живописной и широкой.
С правой стороны от старой дороги, за версту от обители, среди сосен, паломников встречала каменная часовня, возведенная на месте чуда от Казанской иконы на средства брасовского купца М. Е. Булгакова к 300-летию Дома Романовых в 1913 году. Пройдя вдоль длинной каменной стены, огораживающей сад, паломник оказывался перед величественными каменными Святыми вратами обители, над которыми возвышалась небольшая церковь во имя Всех святых.
Прекрасная старая липовая аллея вела к главному храму обители — огромному Казанскому собору с трехъярусной колокольней и старинными часами, отбивающими даже минуты. Справа от собора взору открывалась средних размеров Духо-Сошественская церковь, а слева за ней и за собором — малая Покровская.
Величественные павлины разгуливали среди цветов и деревьев у одноэтажного настоятельского корпуса. Чуть далее располагались каменное здание просфорни, двухэтажный, длиною более семидесяти метров братский келейный корпус на тридцать пять келлий. Там жила братия и там же были аптека и свечная мастерская. Неподалеку, ближе к восточной ограде, были выстроены ледник, квасоварня и бондарня с помещениями для келаря и его помощника и прочие хозяйственные постройки.
Позади Духо-Сошественской церкви в полутораэтажном корпусе располагалась братская трапезная, внутри вся расписанная живописью. При ней — кухня, а внизу — хлебопекарня с русской печью, за один раз дававшей до пятисот буханок хлеба, а в смену более тысячи.
За восьмигранной водонапорной башней, высотой четыре сажени (8,2 м) — деревянный дом наместника, где жили на покое бывшие настоятели монастыря, а рядом с домом был флигель казначея.
В монастырской лавке торговали иконами, крестиками, книгами и четками. К западной стене примыкала деревянная келлия для схимников, неподалеку от которой помещался большой каменный двухэтажный братский корпус на тридцать две келлий, а напротив собора — меньший братский корпус на двадцать келлий.
На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома помещались кучерская и шорницкая мастерские, кузница, каретный сарай, две конюшни, навесы, сарай для землемерного инвентаря.
На дворе для рогатого скота — коровники с домами для прислуги, телятник, паровая мукомольная мельница с амбарами.
В большом фруктовом саду находились три деревянных флигеля с мезонинами, в которых были пчельня, портняжная и сапожная мастерские и монастырская больница для братии на десять коек.
За восточными воротами, под горой у озера, стояла деревянная часовня, соединенная с монастырем длинной деревянной галереей. Часовня была украшена внутри живописными картинами и резным Распятием. Вдоль берега озера были расположены деревянная маслобойня, прачечная и баня. Тут же на озере была устроена сажалка для сохранения пойманной рыбы.
К озеру примыкала водяная мельница с крупорушкой, двумя амбарами, домом мельника и домом для пастухов с косарями. К плотине была пристроена монашеская купальня.
Против Святых врат стоял гостиный двор для приема бедных странников и посетителей. Двор состоял из двух двухэтажных теплых корпусов на пятьдесят номеров и одного одноэтажного на двадцать номеров. За гостиным двором был фруктовый сад с огородами и пасекой. Вся территория монастыря была окружена каменной оградой с четырьмя башнями по углам и тремя подъездными воротами. В монастырском лесу находились дегтярный и кирпичный заводы. Лес охранялся полесовщиками, для которых была выстроена постоялая изба с необходимыми хозяйственными постройками.
Храмы и святыни обители
Казанский собор
Соборный теплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1748 году строителем Иоасафом, имел два придела: по правую сторону — во имя Святителя Николая Чудотворца (освящен в 1746 году), а по левую — в честь Киккской иконы Божией Матери (освящен в 1828 году). В 1803 году была перестроена каменная колокольня с боевыми часами, которая, благодаря своей высоте, господствовала над обширной панорамой обители и всей округи. Звон десяти ее колоколов — большого, полиелейного, повседневного, «иоасафовского» и шести разновесных — был слышен за многие километры от обители.
При входе в арку центрального придела с левой стороны стояла Плащаница, на которой были вышиты изображения Спасителя во гробе, Божией Матери, Иоанна Богослова, праведного Иосифа Аримафейского, Святителя Николая, жен-мироносиц и двух Ангелов. Эта Плащаница, шитая по малиновому бархату золотом и серебром, была изготовлена в Арзамасской Алексеевской женской общине в 1825 году. Рядом располагался образ Спасителя в ризе, шитой по белому глазету золотом и серебром, в раме серебряной чеканной работы.
Иконостасы всех приделов располагались в одну линию. Главный имел пять ярусов, украшенных позолоченной резьбой. В первом ряду с правой стороны от Царских врат стояли: образ Спасителя с благословляющей десницей в сребропозлащенной ризе, рядом с ним — икона Благовещения Пресвятой Богородицы, далее — икона Покрова Богородицы.
В первом ряду с левой стороны от Царских врат стояла чудотворная Казанская икона Божией Матери в богатой серебряной, позолоченной через огонь ризе. На челе Богородицы было утверждено украшение с бриллиантами в три ряда, в середину которого был вправлен большой изумруд, на венце — корона, а на плече — звездочка из горного хрусталя с бирюзой. Около лика Божией Матери края ризы были обнизаны крупным жемчугом, а на голове — убрус, вышитый мелким жемчугом; вокруг иконы на серебряной полосе расположены изображения чудес от нее.
Достойно памяти, что при пожаре в соборной ризнице 16 ноября 1879 года все сгорело, даже потрескались потолки, а список чудотворной иконы Казанской Божией Матери был найден неповрежденным.
В приделе Киккской (Кипрской) иконы Божией Матери находились местно-чтимая Киккская икона Божией Матери, по преданию принесенная старцем Василием (Кишкиным), а также чтимая икона Спасителя, сидящего на Престоле, с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечей и апостолами в сребропозлащенной ризе.
Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов
Зимняя соборная церковь Сошествия Святого Духа на апостолов была построена в 1813 — 1815 годах на средства карачевских помещиков Веревкиных, с двумя приделами: в честь Феодоров-ской иконы Божией Матери и в честь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь была освящена в 1815 году при строителе иеромонахе Павле. Местночтимые иконы были украшены серебряными позолоченными ризами с драгоценными камнями.
Особо выделялся помещенный против правого клироса образ Всемилостивого Спаса, подаренный царем Михаилом Феодоровичем из царских палат в благословение отцу Прокопию. На иконе была сребропозлащенная риза чеканной работы, имевшая в венце четыре драгоценных камня в сиянии одиннадцати мелких камней. На ризе была выбита следующая надпись: Сооружена риза сия на образ Всемилостивого Спаса, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пустыни строителю иеромонаху Прокопию. А сия риза устроена подаянием Христолюбивых подателей при строителе сей пустыни игумене Серапионе в 1798 году 14 февраля; весу в ней 10 фунтов.
Не менее славился список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы, тоже в сребропозлащенной ризе весом 9 фунтов 44 злотника. Эту ризу при строителе Иоиле устроили монах Иона и господин М.А. Тараканов. Короны же на Спасителе и Божией Матери были серебряными и инкрустированы горным хрусталем.
В Феодоровском приделе находилась местная икона Богоматери. Икона эта была врезана в доску другой иконы, на ризе которой сверху было написано: Коронование Божия Матери, а внизу: Чудесное принесение образа Феодоров-ския Богоматери святым великомучеником Феодором Стратилатом.
В этом же храме находился список Казанской иконы Божией Матери, пожертвованный на устроение храма госпожой Неклюдовой из Каменец-Подольска в 1814 году.
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы
Эта церковь была расположена между двумя вышеупомянутыми церквями, построена она была в 1752— 1754 годах при строителе Пафнутии, который и был здесь захоронен. В 1780—1790 годах в этой церкви существовал придел в честь Рождества Пророка и Крестителя Иоанна, построенный при строителе Серапионе. К началу XIX века Покровская церковь уже обветшала, и было решено построить новую Свято-Духов-скую церковь, а затем туда перенесли Иоанновский придел.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского
Деревянный храм с отдельной колокольней был построен вне стен монастыря, на кладбище, в 60-е годы XIX века. В храме находились художественной работы иконы Спасителя, Божией Матери, Рождества Христова и молящегося преподобного Сергия Радонежского.
Надвратная церковь во имя Всех святых
Церковь была построена в 1783 году при строителе Серапионе и освящена Преосвященным Дамаскиным. Достойны внимания висящие во всю западную стену картины Страшного Суда и Всех святых, писанные масляными красками. По каменной лестнице богомольцы могли подняться в храм над Святыми вратами и осмотреть панораму всего монастыря.
Монастырская библиотека с архивом находилась в специальном помещении под колокольней в соборе, на втором ярусе, и содержала 570 томов книг служебного и назидательного характера старинной и новой печати. Печатные издания XVII века немногочисленны, количество их не превышало сотни книг. В библиотеке хранилось еще около сотни книг очень древних, но без титульных листов, что не давало возможности определить их год издания. Было в книгохранилище более трехсот книг XVIII столетия, а оставшиеся относились к XIX веку. Среди служебной литературы находился Большой требник митрополита Петра (Могилы), по которому отправлялись службы. Очень много было книг духовноназидательного содержания. Были в библиотеке и рукописи, среди которых и собственноручно писанные книги старца Афанасия (Захарова) и старца Паисия (Величковского), переданные позже в Орловское историко-археологическое общество, а также «Келейные записки Преосвященнейшего Иеремии, уроженца Севского уезда, умершего и погребенного в Нижнем Новгороде». Текущие бумаги и дела по монастырю, тщательно подобранные по годам, в отдельных связках хранились на полках в архиве.
Благотворительность и милосердие
Старец и врач должны подавать больным, в тяжких недугах просящих исцеления, крепость и здравие, а также всякую помощь, — это указание Типикона (глава 46) неукоснительно исполнялось монашествующими Площанской обители на протяжении всей истории ее существования. В монастыре издавна было установлено принимать, утешать и питать всех в него приходящих. В монастырской гостинице странники и странницы могли жить по неделе и больше, питаясь от трапезы, там подававшейся. Богомольцы и крестьяне, приходившие в обитель, всегда получали хлеб, квас и другую еду, а приезжавшие на гужевом транспорте, кроме питания для себя, получали фуражный корм для лошадей. По отчетам монастыря, за год выходило более пятидесяти тысяч бесплатных обедов для паломников.
Десять палат монастырской больницы, рассчитанной на четырнадцать больных, были оборудованы голландскими кафельными печами и ватерклозетом. При больнице постоянно находился фельдшер, а при необходимости из волости вызывался доктор, которому монастырь платил жалование.
В монастырских гостиницах, рассчитанных на девяносто человек, приют давался с обслуживанием и без всякой оплаты. Во всех церквях и часовнях, на молебнах, в свечной лавке, при раздаче белого хлеба и просфор стояли кружки для пожертвований, в которые богомольцы клали от своего усердия, кто сколько мог.
В деревне Городище, в пяти верстах от обители, в ноябре 1900 года, из монастырского леса был выстроен корпус церковноприходской школы на 125 учеников и учениц. Школу монастырь обеспечивал всех необходимым.
В епархиальных отчетах по отчислению денежных сумм на различные нужды, как внутри губернии, так и за ее пределами, Площанская пустынь всегда была первой. Приведем лишь некоторые случаи благотворительности. Очень большие суммы, по шестьсот рублей в год, отчислялись в пользу Орловского епархиального женского училища. В 1881 году архимандрит Моисей жертвовал этому духовному учебному заведению и Орловской духовной семинарии тысячу аршин отборного холста. Более семисот рублей ежегодно шло на содержание духовных училищ и приютов, а также для лечения бедных лиц духовного звания. Значительные пожертвования оказывала обитель армии во время войн: Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой, пересылая на фронт вещи, продукты, денежные средства. Отчислялись деньги и в Славянские благотворительные общества в пользу бедствующих семейств славян Боснии, Болгарии и Герцеговины. Настоятель и казначей Пло-щанской пустыни обычно состояли членами уездного попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов.
В начале XX века было отослано на Кавказ в действующий военно-походный госпиталь полное священническое облачение и комплект богослужебных книг. Большие пожертвования отчислялись пострадавшим от стихийных бедствий: наводнений, голода и неурожая.
Помощь армии во время Первой мировой войны
С начала Первой мировой войны в Площанскую пустынь устремились монашествующие из разоренных войной монастырей, и гостеприимная обитель, как всегда, радушно принимала в своих стенах этих несчастных людей и делилась с беженцами всем, чем могла. На поддержание лазарета для больных и раненых, располагавшегося при Бело-Бережском монастыре, Площанская обитель, наряду с другими монастырями епархии, отчисляла большие денежные средства.
Для службы в передвижных госпиталях в распоряжение фронта были откомандированы три площанских иеромонаха.
Через Севское уездное отделение Общества Красного Креста обитель посылала на фронт необходимые перевязочные материалы. Пустынь приняла на свои пастбища и стойловое содержание стада рогатого скота, закупленного для нужд армии.
В самый разгар войны, в 1915 году, настоятелем Площанской пустыни становится иеромонах Никодим (Спиридонов), родом из крестьян Тульской губернии. По окончании сельской школы он еще юношей пришел в обитель и был принят на попечение архимандритом Серафимом, у которого стал келейником. В 1907 году был пострижен в монашество, а через год последовали рукоположения в иеродиакона и иеромона ха, с назначением на должность казначея. Вскоре после назначения настоятелем он был возведен в сан игумена. Вступив на начальственную должность, отец Никодим принял самое деятельное участие в оказании помощи армии и народу.
В этот грозный период русской истории духовная помощь обители выражалась, прежде всего, в глубокой, сердечной молитве ее насельников о даровании победы русской армии. Иеромонахи в своих проповедях разъясняли народу спорные и непонятные вопросы о войне и отношении православия к их долгу служения Вере, Царю и Отечеству.
Подвиг иеромонаха Евтихия
В сентябре 1915 года «Вестник военного и морского духовенства» опубликовал корреспонденцию «Нового времени» о героической кончине священника 289-го пехотного Коротоякского полка и благочинного дивизии, площанского иеромонаха Евтихия (Тулупова). Отряд, в котором служил отец Евтихий, был окружен неприятелем и контратакой пробивал себе путь к русским позициям. Маленький, с большой седой бородой, — писал корреспондент «Нового времени», — с лицом детской доброты и веры, отец Евтихий вышел с ротами из опушки леса, держа крест над головой, прошел под ожесточенным огнем неприятельской цепи и пошел далее. А за ним вперед побежали другие. Пуля противника ранила батюшку в плечо. Его тут же перевязали, и он опять пошел вперед, пока не упал навзничь, лицом к тому небу, в глубине которого, он верил, живет Бог и все Его святые. В том же номере «Вестника» было напечатано стихотворение священника Аркадия Мамаева «Памяти героя отца Евтихия Тулупова».
Усни ж, герой, блаженным сном! Ты славно путь свой совершил! Идя всю жизнь с святым крестом, За братьев душу положил! Тебя отчизна не забудет!.. Собратья — память сотворят! Легка земля тебе да будет! Молись за Русь, герой-собрат!
Отец Евтихий был награжден орденом святой Анны с мечами и бантом и представлен к награждению наперсным крестом на Георгиевской ленте. Посмертно за подвиг 9 июля отец Евтихий был представлен к ордену Святого Георгия 4-й степени.
«Окаянные дни»
Разрушение обители. Последние площанские исповедники веры игумен Никодим и старец Герман
После октябрьского переворота Площанскую обитель постигла участь всей Русской Православной Церкви — монастырь был в ноябре 1924 года закрыт и разграблен до основания. Из храмов остались не взорванными два — Казанский собор и храм Сошествия Святого Духа. На территории монастыря организовалась коммуна «Пчела». В 1930 году тридцать площанских монахов, скрывавшихся от преследований властей по окрестным деревням, подверглись аресту и впоследствии разделили участь многочисленных узников совести.
Декрет от 20 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишал Российскую Церковь всего имущества, движимого и недвижимого, и права им владеть. Запрещалось преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных учебных заведениях. Церковь лишалась права юридического лица, это явилось юридической подготовкой к изъятию церковных ценностей, закрытию монастырей, духовных училищ, к кощунственным осквернениям святых мощей Божиих угодников и расправам над духовенством и благочестивым и мирянами. Во исполнение декрета от 9 ноября 1918 года на заседании Брянского Губ-исполкома была создана комиссия из представителей отделов народного образования, по национальным вопросам и юстиции. В комиссию поступило заявление от представителей коммуны «Пчела», организованной в январе 1919 года на территории Площанского монастыря, податели которого настаивали на немедленном закрытии всех церквей обители, а бывшего настоятеля отца Никодима требовали привлечь к уголовной ответственности, возведя на него клеветнические обвинения в укрывательстве церковных ценностей и в совершении им аморальных поступков.
При закрытии Площанской пустыни остро встал вопрос о честных останках старца Василия (Кишкина) и строителя Пафнутия (Козелкина). Еще в августе 1924 года Севский исполком настаивал на вскрытии мощей. Останки шестидесяти православных подвижников и святых нашей Церкви подверглись этому кощунственному осквернению в те годы.
Комиссия приступила к вскрытию 16 ноября 1924 года. По «делу о мощах» был привлечен к уголовной ответственности игумен бывшего Площанского монастыря отец Никодим. Заведенное на него в январе 1925 года уголовное дело составило семь пухлых томов. Предъявленное отцу Никодиму обвинение звучало так (текст приводим с сокращениями): Принимая во внимание... наличие данных для предъявления обвинения и руководствуясь ст. ст. 128, 120 УПК, суд постановил: Бывшего игумена монастыря Никодима Спиридонова привлечь по настоящему делу в качестве обвиняемого, предъявив ему обвинение в том, что, находясь в Площанском монастыре с детства и безотлучно с 1894 году по день закрытия его и зная цель легендарных слухов о Василии Кишкине и чудесах на его могиле, о чудотворной иконе и прочих «достопримечательностях» монастыря, распространяемых как администрацией, так и монахами указанного монастыря, с целью извлечения средств и разных выгод для монастыря, а также пользуясь суеверием и религиозными предрассудками части окрестного населения, разрешал совершать и сам совершал обманные действия на могиле Василия Кишкина и перед так называемой чудотворной иконой и прочими «достопримечательностями» монастыря, то есть преступление, предусмотренное ст. 120 УК.
В июне 1925 года суд постановил: Бывшего игумена Площанского монастыря Никодима Спиридонова подвергнуть шестимесячному тюремному заключению, но, принимая во внимание его крестьянское происхождение, малоразвитость и короткий срок службы игуменом, заменить штрафом в 100 рублей, назначив трехлетний испытательный срок.
Сразу же после окончательной ликвидации Площанской пустыни отец Никодим и еще шесть монахов перешли на жительство в близлежащее село Кру-пец. В 1924 году его пригласили в качестве священника в Знаменскую церковь села Игрицкое, что в двадцати пяти километрах от Площанского монастыря. В 1926 — 1927 годах отец Никодим ездил в Орел на благословение к архиерею и на встречу с родственниками. В Орле он дважды был удостоен беседы с правящим архиепископом Серафимом (Остроумовым), получив от него благословение. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в августе 2000 года, архиепископ Серафим был прославлен Церковью в лике священ-номучеников.
Все монахи бывшего монастыря при возможности приходили к отцу Нико-диму на исповедь, Святое Причастие и благословение.
Летом 1930 года отец Никодим был обвинен в создании контрреволюционной организации из бывших монахов, кулаков и работниц и монашеских ячеек антисоветского характера и был осужден вместе с другими по статье 58 на десять лет пребывания в исправительно-трудовых лагерях. Для отбывания наказания отец Никодим был этапирован в Северный край вместе с группой монахов Площанского монастыря. Многие из осужденных по этому делу навсегда остались лежать в земле знаменитого на всю Россию Соловецкого монастыря, превращенного богоборческой властью в концентрационный лагерь для инакомыслящих.
После отбывания срока отец Никодим служил в храмах Орла. Его сердце остановилось после совершенной им воскресной Литургии 11 февраля 1954 года. Отца Никодима похоронили на орловском Афанасьевском кладбище. Так до конца своей жизни последний настоятель Площанской пустыни отец Никодим твердо вел корабль спасения вверившихся ему душ.
Простые люди веками с благоговением хранят память о своих духовных наставниках, явивших пример исповедничества и мученичества. Одним из таких подвижников веры был последний площанский старец, прозорливец и мученик монах Герман. Немного знаем мы о его мирской жизни. По рассказам, в миру он долго был на армейской службе, демобилизовавшись, пришел богомольцем в Площанскую пустынь и уже никогда не покидал святую обитель. Будучи олицетворением кротости и послушания, он вскоре удостоился пострижения в мантию монастырскими старцами, провидевшими в нем дар непрерывной Иисусовой молитвы. Отказавшись от почестей и служебного пути, отец Герман принял на себя подвиг юродства. Прозорливец незадолго до революции 1917 года не выпускал братию из храма, закрыв их на большой замок, говоря: Чтобы не замолк молитвенный глас! и добавил: Скоро все будем собираться в путь.
Воистину путь сей оказался долог и мучителен. После революции отец Герман несколько лет жил в крайнем домике у монастырской стены. Наделенный Господом дарами прозорливости и врачующей помощи при различных заболеваниях, он принимал всех сирых и убогих, искавших у него исцеления телесного и духовного. За лечение и духовные советы он никогда не брал платы, а если ему и навязывали деньги, то старец после ухода посетителей выбрасывал их в окно.
После ликвидации Площанского монастыря отец Герман проживал в местечке Середина Буда Черниговской губернии. Многим верующим, пострадавшим от голода, гражданской войны и разрухи, смог помочь сей святой врачеватель душ.
Все пророчества святого старца сбывались. Очевидцы вспоминали, как старец однажды сказал: Лайте коня, поеду на Красную криницу, чтобы не оскудела вода, а Буду не разрушила война. Колодец и сейчас дает воду. И война не разрушила Середину Буду, которую отец Герман трижды объехал на лошади, как при пасхальном крестном ходе.
Пришел к старцу молодой газетчик и говорит: «Батюшка, давайте я куда надо напишу, что церкви закрывают и бесчинствуют». Старец же упал на живот и пополз, как червь, на чреве, говоря: «Если хочешь спастись, будь тише воды, ниже травы».
В середине 20-х годов последовал арест старца Германа. Чекисты подвергли прозорливца жестоким истязаниям: его избивали и пытали, привязывали к лошади и таскали за ней по земле. Но благодать Божия сохранила старца, и он остался жив. После всех издевательств отца Германа определили в психиатрическую больницу. Все село прощалось со старцем, прося его молитв и благословения. И в больнице врачи, больные и посетители шли к отцу Герману за благословением и советом. День своей смерти он предвидел, говоря: По наущению диавола меня должны отравить. Но вы не ищите правды, не дознавайтесь. Я духовно не умру. Приходите ко мне на могилу хоть раз в год, буду помогать молитвой.
Старец промыслительно просил похоронить его на мусорной свалке Бол-диной горы — известном месте подвигов святого преподобного Антония Киево-Печерского чудотворца, основателя русского монашества. На этой же горе находились два древнейших монастыря — Елецкий Успенский и Свято-Ильинский Троицкий, основанный в XI веке.
Против Болдиной горы в 1930 годах в доме монахини Евлампии после закрытия Троицко-Ильинского монастыря до 1941 года жил святой преподобный Лаврентий Черниговский и сподобился в этом доме великих откровений от Господа.
Как оказалось, на месте Болдиной горы был храм с окружавшими его древними могилами. Сейчас на этом месте — закрытое кладбище.
Во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. государство и Церковь объединили свои усилия во имя достижения великой цели — победы над гитлеровскими полчищами. В январе 1943 года митрополит Сергий добился фактической легализации Церкви, получив разрешение правительства на открытие банковского счета для внесения прихожанами пожертвований на оборону страны. При СНК СССР создается специальный Совет по делам Церкви. В московском Богоявленском соборе 12 сентября 1943 года была произведена интронизация новоизбранного на Поместном Соборе Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Перед чудотворными иконами Спасителя и Царицы Небесной — Заступницы Земли Русской на всех фронтах Великой Отечественной войны служились молебны о спасении Отечества. Тысячи священников и монахов, отбывавших наказание в ГУЛАГе, после пересмотра их «дел» были в те годы освобождены из заключения и смогли осуществить свой молитвенный подвиг во вновь открывающихся духовных семинариях, академиях и приходах.
В Брянской области в военные годы самоорганизовалось более восьмидесяти приходов.
Начавшееся в 40-х годах религиозное возрождение было прервано после секретного постановления ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды» от 4 октября 1958 года. Нормальные отношения с Церковью советские идеологи начали рассматривать как сталинское наследие. Государство объявило войну Церкви. В том же октябре 1958 года Совет министров принял первое постановление против Православной Церкви. По всей стране стали закрывать монастыри и храмы. С 1958 по 1962 год включительно было снято с регистрации 4828 церковных общин.
В результате этих гонений количество действующих приходов на территории Брянской области сократилось до двадцати восьми. В борьбе с Церковью власть применила и прямое насилие, закрывая храмы на замок.
Власть предержащие в те года вели линию на физическое уничтожение
Православной Церкви, религии вообще, более глубокую и разрушительную даже по сравнению с 20-ми годами начавшегося в огне войн и революций XX века.
В первые послевоенные годы в храме Сошествия Святого Духа вновь начались богослужения и открылся приход. Но ненадолго.
Комсомольцы совхоза «30 лет ВЛКСМ», созданного на базе коммуны «Пчела», писали «наверх» письма с просьбой закрыть приход. И храм Площанской пустыни был закрыт в 1962 году по «желанию трудящихся». Директор совхоза приказал закопать древний Николаевский источник. По-прежнему систематически и планомерно уничтожался комплекс монастырских строений. Дармовой кирпич от монастырской стены шел на постройку сараев и печей рабочих совхоза, с этой же целью уничтожались целые монастырские корпуса и здания. В конце 60-х годов были разобраны бывшая пекарня и трапезная, скитская церковь преподобного Сергия Радонежского в саду.
В Казанском соборе был открыт инкубатор по выращиванию цыплят. В том же году вандалы предприняли попытку взорвать Казанский собор, но смогли разрушить только два яруса — монахи ведь строили на века. Битой щебенкой посыпали при мелиорации дорогу к реке Неруссе. В 1966 году все уцелевшие здания и хозяйственные постройки монастыря перешли во владение Крупецкого сельсовета. Из немногих чудом сохранившихся зданий бывший игуменский корпус оставался бесхозным и брошенным.
Возрождение Площанской пустыни
Промыслом Божиим ровно через семьдесят лет после закрытия монастыря Площанская пустынь в наши дни вновь наполнилась иноками, стремящимися стяжать благодать Духа Святого и сохранить себя от разрушающего влияния мира сего, дабы своей монашеской жизнью утвердить красоту Русской Церкви, прочно стоящей в истине и силе Православия.
Печальными руинами встретила монашествующих некогда цветущая Божия обитель. Шел 1994 год. Монахи поселились в малопригодном для жилья и требующем капитального ремонта здании бывшей просфорной. Под руководством настоятеля Площанской пустыни архимандрита Сергия (Булатникова) монахам предстояла многотрудная работа по возрождению к жизни святой обители. Не все монашествующие выдерживали строгий внутренний распорядок и послушания. Оставались самые твердые верой. На сегодняшний день в обители несут свой монашеский подвиг до тридцати пяти братий.
Только через два года, в 1996 году, обители была передана часть келейного корпуса, в котором располагалась местная школа. После ремонта в 1998 году келейный корпус был полностью занят монашествующими.
Приветствующие возрождение Площанского монастыря местные жители стали возвращать в обитель сохраненные ими в годы богоборческих десятилетий книги из монастырской библиотеки и церковные святыни. Летом 1996 года произошло радостное событие — две благочестивые мирянки из поселка Локоть вернули главную святыню обители — почитаемый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.
В годы репрессий эти женщины скрывали в своем доме площанского монаха, даже не зная его имени. Во время разграбления монастыря этот монах сумел спасти икону, с которой уже была снята серебряная риза. Он завещал вернуть святыню в обитель, когда закончатся гонения на Русскую Православную Церковь. Время такое приспело — ныне под покровом Царицы Небесной возрождается архитектурный ансамбль
Площанского монастыря, три раза в день проходят богослужения: утром в 7.40 (в праздники и воскресные дни — в 8.30), вечером в 17.00 и ночью в 23.00 (полунощница).
Монастырь восстанавливается «по кирпичику», в основном силами монашествующих, с любовью трудящихся и молящихся, чтобы святая обитель вновь засияла прежней красотой.
В 1997 году была возведена часовня во имя Святителя Николая Чудотворца на древнем источнике у Площанского озера. Как и раньше, она построена из бревен.
В бывшем домике старца Германа сделан капитальный ремонт, и семьдесят пять лет спустя дом вновь принял монашествующих. Закончено строительство церкви в честь Покрова Божией Матери, и первая Божественная литургия после восстановления храма была совершена на праздник Покрова в 2004 году. Одновременно велись работы по восстановлению корпуса бывшей трапезной и поварни. Отстроен дом казначея, началось строительство на хозяйственном дворе — гаражей, фермы, экономических келлий, дровника и других необходимых построек. На месте Казанского собора в 1999 году были произведены археологические раскопки и расчищены три алтаря.
Построена гостиница для приезжающих священнослужителей. Над восстановленными Святыми вратами возведена церковь во имя Всех святых. Завершено восстановление восточной стены и выстроены две угловые башни с восточными вратами, ведущими на источник. Застеклена возведенная на старом фундаменте теплица. Ожила и Площанская красавица-колокольня, звон колоколов которой в прежние годы был слышан при благовесте даже в Севске.
Устроены и освящены святые источники: иконы Божией Матери «Живоносный Источник», или «Германов-ский», названный так в память о последнем площанском старце отце Германе; святых Царственных страстотерпцев и святых мучеников Космы и Дамиана (в бывшем лесном скиту). Из полной разрухи возрожден дом игумена. Теперь в нем гостиница и трапезная для богомольцев, которых с каждым годом приезжает в обитель все больше и больше. Восстановлены угловая и водонапорная башни, врата и надвратная церковь и теперешний главный храм обители — Сошествия Святого Духа.
Монастырская библиотека пополняется богослужебными святотеческими книгами.
Со временем монастырь обзавелся своим подсобным хозяйством: коровами, лошадью, курами, огородом. В огромном фруктовом саду установили пасеку с сорока ульями, поставили дом с хозяйственными постройками. Теперь у монахов на трапезе бывает мед, которым они охотно делятся с приезжающими паломниками. Как и в прежние времена, иноки обрабатывают огороды, пасут скот, делают удивительно вкусные творог и масло. Кругом царят покой и порядок. Во всем нынешнем облике монастыря видны результаты вдохновенного труда монашествующих во славу Господа.
Занимается монастырь и социальными вопросами. Площанская пустынь тесно сотрудничает с Центром реабилитации лиц, пострадавших от алкоголизма, наркомании и тоталитарных сект, созданном при Миссионерском отделе Московского Патриархата. Несколько лет назад в обители появились первые наркозависимые с целью реабилитации и излечения.
Ныне, как и в стародавние времена, те, кто нуждается в утешении, мудром напутствии или задушевном разговоре, всегда найдут поддержку в Площанской обители.
Первый настоятель пустыни архимандрит Сергий начинал свой монашеский путь в Псково-Печерском монастыре. Благодарю Господа, — говорит отец Сергий, — что Он сподобил меня увидеть многих дивных старцев. Много общался со схиигуменом Саввой, схиархиман-дритом Агапитом, отцом Иоанном (Крестьянкиным) и архимандритом Нафанаилом. Все это настоящие монахи, прошедшие духовную школу. Духовным моим руководителем был известный старец архимандрит Серафим (Тяпочкин), почти семь лет я около него окормлялся. Это был один из праведников, живших на земле, его внутренний мир и любовь передавались всем, кто с ним общался. Мудрый и прозорливый схиархимандрит Григорий — духовный отец архимандрита Серафима, постригал меня в монашество. Вот от этих старцев, надеюсь, что-то и я почерпнул.
О том, что схиархимандрит Григорий сам был последним постриженником Площанской пустыни, архимандрит Сергий узнал лишь годы спустя: Он как бы передал мне Пустьшь... В который раз удивлялся я тому, насколько мудро устраивает все Господь. Промысл Его становится мне понятным через много лет...
Живет монастырь небогато, в основном своими трудами да пожертвованиями прихожан и добрых людей, которым дорога судьба Родины и ее святынь.
Годы 2001 и 2002 отмечены важными событиями в духовной жизни Площанского монастыря — обретением честных останков ее духоносных старцев и исповедников веры: в 2001 году с Афанасьевского кладбища города Орла был перенесен в Площанский монастырь прах последнего настоятеля обители игумена Никодима (Спиридонова), а в апреле 2002 года были подняты из-под спуда останки великого подвижника
XIX века Площанского старца Василия (Кишкина) и перенесены в Покровскую церковь.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 8мая 2008 года причислены клику святых тринадцать подвижников Глинской пустыни, в числе которых и преподобный Василий (Кишкин), старец Площанский.
Предстательством Царицы Небесной, с Божией помощью возвращаются в Площанскую пустынь ее святыни, и это вселяет в сердца надежду на то, что в будущем монастырь вновь обретет свой прежний величественный облик и значимость.
29 мая 2013 года решением Священного Синода настоятель пустыни архимандрит Сергий был избран епископом Клинцовским и Трубчевским. Новым настоятелем единогласно был избран послушник и постриженник владыки Сергия иеромонах Леонид.