XV век — середина XVII века

Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь возникла на юго-запа­де Святой Руси еще в незапамятные времена и в течение почти пяти столе­тий занимала одно из важных мест сре­ди русских православных обителей. Она славилась строгостью устава и высокой духовной жизнью насельников, непре­рывно несших в ее древних стенах свой монашеский подвиг. Площанская пус­тынь вписала яркую и самобытную страницу в летопись истории отечества, в полной мере разделив его судьбу.

По преданиям, сохраненным в Площанской пустыни и окрестных селени­ях, на месте Казанского Богородицкого Площанского мужского монастыря или вблизи него, в долине реки Неруссы, рядом с Площанским озером, еще в на­чале XV века располагалась Свято-Ни­колаевская обитель, относившаяся к Комарицкой волости. Нестроения и распри между русскими князьями, оказавшимися не в силах противосто­ять военной экспансии со стороны сво­его западного соседа — Великого кня­жества Литовского, привели к тому, что эти исконно русские земли с сере­дины XIV и до начала XVI века находи­лись во владении князей литовских.

В состав Литвы входил тогда и располо­женный в этих краях город Мценск, жители которого стали свидетелями явления чудотворного образа Святителя Николая Мирликийского, приплывшего по реке Зуше против ее течения. Святой Николай держал в руке хартию, на кото­рой изумленные горожане прочли над­пись: Пошлите меня на Плоское место. И такое место вскоре определилось. В те стародавние времена Николаевская обитель называлась в народе и Площанской пустынью, и Плосским монастырем. Потому здесь и нашел чудотворный образ место своего пребывания.

Названия пустыни на протяжении ее всей многовековой истории звучали по-разному: Николаевская пустынь, Пло­щанская пустынь, Плосская пустынь, Площанский монастырь, Пречистен­ская Площанская пустынь, Николаев­ская Площанская пустынь, монастырь Площанская пустынь, Богородицкая Пло­щанская пустынь, Севская Богородиц­кая Площанская пустынь и, наконец, Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь.

Строитель Площанской пустыни игу­мен Серапион в своем отзыве на имя Севской Духовной консистории в 1778 году о времени возникновении пустыни пи­сал так:

Площанская пустынь, по справке о ней в церковной книгохранительнице, с ко­торого года и по какому случаю начало свое возымела, о том письменных сведе­ний не отыскалось, а что она стала во­зобновляться между 1613 и 1620 годами, то есть после нашествия и разорения польским королем и ляхами, как на цар­ствующий град Москву, так и прочие великороссийские места. На сем месте до оного времени существовал древний монастырь, именуемый Николаевский, но при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами.

Спасение России от Великой смуты молитвенным предстательством Пресвятой Богородицы и русских святых.

Наступившая Великая смута, в виде самозванщины, — пишет русский исто­рик В. В. Назаревский, — имела в нашей истории значение истребительного по­жара — испытания русского народа и его созданий огнем. Этот пожар своим всепожирающим пламенем уничтожил не только нечистое, но и чистое и оста­вил от многовековой России и Москвы только одни развалины, на коих готови­лись строить новое, уже не русское зда­ние поляки. Но под углем и пеплом разру­шения таились живые и зиждительные силы, кои поднялись на пожарище, что­бы изгнать из Русской земли ее новых хозяев-властителей, чтобы восстано­вить Русское государство, его столицу, весь наш быт. Нужно ли говорить, что эти силы заключались в русской народ­ности и в нашей вере православной?

Против иноземных захватчиков воз­высил свой голос священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. В составленных им и разосланных по всей Руси грамотах он призывал народ русский на защиту отечества и веры православной. Грамоты эти вос­кресили Русь, ополчив ее на врагов, воз­двигли и гражданина Минина, и князя Пожарского, и их сподвижников.

Подвигом мученичества за веру и оте­чество увенчалось высокое служение и подвижническая жизнь Патриарха Ермогена. Святый Патриарх Иермоген, новый исповедник, пас Церковь Божию пять лет, согнан с престола от панов и от русских изменник, и посадиша в темницу, и умориша. Но умирая от го­лода в подземелье Чудова монастыря, святой мученик оставался светел и неко­лебим душой, призывая народ восстать за Русь Святую и веру православную. Его благословение надежнее кованых доспехов защищало ополченцев.

Вместе с грамотами Патриарха Ермогена ходили по всей Руси Троицкие гра­моты, составленные архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Ди­онисием и келарем Авраамием Палицыным.

Как поведал архимандриту Дионисию организатор и предводитель ополченцев Козьма Захарьевич Минин, в 1611 году перед ним, нижегородским купцом и земским старостой, трижды являлся в сонном видении печальник и молитвен­ник Земли Русской, ее святой игумен преподобный Сергий Радонежский, по­велевая собирать казну и людей и вести войско на Москву. Не сразу решился Минин исполнить это повеление. В тре­тий раз явившись Минину, Троицкий игумен был неумолим и грозен, сказав: «Для того, чтобы ты удостоверился в ис­тинности этого видения, нашлю на тебя болезнь». И действительно, тяжко забо­лел Минин, а покаявшись и обретя прежнее здравие, обратился к народу с Воззванием, призывая встать на защи­ту Московского государства и истин­ной веры православной. Во главе народ­ного ополчения вместе с воеводой кня­зем Димитрием Пожарским повел он войско на Москву против постылых ок­купантов.

 

Тем временем горячо молился в своем затворе преподобный Иринарх, затвор­ник Борисоглебский. Открыто ему было заранее, что войдут в Москву интервен­ты и будет она сожжена, но победа при­дет в стан русских воинов. Он посылает князю Пожарскому свое благословение и просфору, наказывая передать ему та­кие слова: «Увидете славу Божию».

Народное ополчение подошло к Свято-Троице-Сергиевой Лавре 18 августа 1612 года, в тот самый день, когда 232 года на­зад, в 1380 году, преподобный Сергий благословил святого благоверного вели­кого князя Московского Димитрия Дон­ского на Куликовскую битву. Теперь во­инов благословлял преподобный Диони­сий, Троицкий архимандрит. В течение многих часов проходили перед ним ряды ополченцев, и каждого воина он благословлял на священную брань за Отечест­во крестом и окроплял святой водой.

 

22 октября 1612 года преподобный Сер­гий Радонежский явился томившемуся в Кремле в польском плену греческому архиепископу Арсению, прибывшему в Москву с греческим митрополитом Ие­ремией, и сказал: Арсений, наши мо­литвы услышаны, предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость: заутро Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена. Эту радостную весть удалось передать русскому войску.

Перед решающей битвой за Москву отряд ополченцев, пришедший к Мини­ну и Пожарскому из Казани, принес с собой список чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Чудотворная Казанская икона Цари­цы Небесной была обретена в Казани в 1579 году. В ту пору Патриарх Ермоген служил там священником при церкви

Николая Гостинского: Мне же тогда в чину поповства святого Николы, иже зовется Гостин. «Повесть о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Влады­чицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде, состав­ленная смиренным Ермогеном, митро­политом Казанским и Астраханским в лето 7102 (1594 г.), месяца июля в 8 день» — яркое документальное свиде­тельство очевидца и участника этого ве­ликого события в истории Русской Пра­вославной Церкви.

Было же так, — повествует Патриарх Ермоген, — в год 7087 (1579) при Держа­ве благочестивого и христолюбивого благоверного Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея Руси Самодержца, и при его благородных царевичах князе Иоанне Иоанновиче и князе Феодоре Иоанновиче... месяца ию­ня в 23 день в память святой мученицы Агриппины был пожар в новопросвещен­ном граде Казани по прошествии двад­цати шести лет от завоевания города. Невиданной силы пожар уничтожил тогда почти все постройки в Казани. Не пощадил он и дом стрельца Онучина, малолетней дочери которого Матроне явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела девочке оповестить жителей Казани о том, что под развалинами од­ного из сгоревших домов, на пепелище, находится Ее икона. Девица Матрона начала копать на ме­сте, где была печь, также и другие с нею, и выкопала немногим более двух локтей. О чудо, явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрии вместе с Предвечным Младенцем Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Хрис­том... Я же, будучи недостойным, со страхом и радостью прикоснулся к чудотворному тому образу, взял его с де­ревянной подставки, подложенной на том месте, где была в земле та чудная икона. По повелению архиепископа на­род пошел с нею и с прочими святыми иконами и честными крестами в бли­жайшую церковь святого Николая Туль­ского. И там по совершении молебного пения архиепископ со всем освященным собором и воеводами, со всем множест­вом православных мужей вместе с их женами и детьми, идущих вослед свя­тых икон, пошли во град с новоявленной чудотворной иконой... Я по повелению архиепископа ради такого множества народа медленно шел с чудотворной иконой, и теснящийся народ не мог от­клонить меня ни направо, ни налево, по­тому что нес я пречудный и чудотвор­ный образ Носящего всю тварь и Его Бо­гоматери.

От иконы сразу же стали совершаться дивные чудеса исцеления. На месте об­ретения иконы Царицы Небесной был возведен Богородицкий монастырь. Первой монахиней, а впоследствии и игуменией обители становится иноки­ня Марфа, в миру — Матрона Онучина. В память обретения иконы в 1579 году установлено празднование Казанской иконе Божией Матери 8/21 июля.

В 1904 году чудотворная икона была похищена из Богородицкого монастыря, и о ее дальнейшей судьбе нет достоверных сведений.

Явленный в Казани чудотворный об­раз Божией Матери — это список с ико­ны, написанной апостолом Лукой и хра­нившейся во Влахернском храме в Кон­стантинополе.

В год обретения чудотворного образа с него был сделан список для царя Иоан­на Васильевича Грозного и отправлен в царствующий град Москву. В Смутное время с Казанской иконы был сделан еще один список, который и был пере­дан ополченцами князю Пожарскому.

После трехдневного поста и молебна перед чудотворной иконой, призвав на помощь Царицу Небесную, 22 октября/ 4 ноября ополченцы приступом взяли Китай-город. Вместе с русскими ратни­ками в Китай-город вошла Казанская икона Божией Матери. В честь этого события установлено празднование иконе Казанской Божией Матери 22 ок­тября/ 4 ноября.

Польские гарнизоны полностью капи­тулировали, и 25 октября/7 ноября под перезвон колоколов Народное ополче­ние во главе с Козьмой Мининым и кня­зем Пожарским, несшим икону Цари­цы Небесной впереди войска, вошло победителями в Московский Кремль.

Так Божие Провидение по молитвам Пресвятой Богородицы и русских свя­тых спасло Россию от гибели в тяжкую годину Великой смуты. Созванные в Москву из всех городов уважаемые люди на великий Земский Собор единодушно и, безусловно, добровольно решили вос­становить прежнюю власть царя-са­модержца... Выбор остановился на роде, близком уже прежде к царскому престо­лу— бояр Романовых... 21 января 1613 го­да был подписан акт избрания на цар­ство Михаила Феодоровича Романова, коему предназначено было основать на­циональную династию и восстановить разрушенное до основания Русское государство.

Возобновление Площанской пустыни

Год основания династии Романовых по неисповедимым судьбам Божиим совпал со временем прихода на Площанский колодезь, полностью разрушенный войсками Лжедмитрия, постриженника Киево-Печерской лавры иеромонаха Прокопия. Это событие отражено в «Ведомости о состоянии Богородицкой Площанской общежительной пустыни Орловской епархии за 1878 год», со­ставленной архимандритом Моисеем: Основателем вновь оной пустыни был иеромонах Прокопий, пришедший из Киева с двумя монахами не известных имен и фамилий, а о нем только извест­но, что из рода греков, постриженец Киево-Печерской Лавры. Отец Проко­пий, возблагодарив Создателя и Приснодеву Марию за удивительной кра­соты уединенную местность, Божиим Промыслом предназначенную для его спасения, поселяется на горе, выкопав в ней себе пещерную келлию. Пришед­шие вместе с отцом Прокопием в пус­тынь монахи последовали его примеру и устроили себе келлии в земле, близ древнего Площанского святого колод­ца. Они установили над источником де­ревянную часовню для совершения мо­литв. В эту часовню иноки перенесли деревянный резной образ Святителя и Чудотворца Николая и большое резное Распятие, найденные отцом Прокопием на пепелище Николаевской обители.

Истовые труды насельников по восста­новлению святой обители на прежнем месте встретили жесткое сопротивле­ние некоторых пришлых жителей, самовольно осевших на бывших монас­тырских землях. В те годы окраинные русские земли привлекали к себе искавших счастья беглых — гулящих людей. Об этом весьма болезненном для государства процессе самовольной колонизации историк Н.И. Костомаров пишет: Земля Северская, земля преиму­щественно украинная, заключала много в себе казацкого, противного тому, чего хотела государственная власть. В укра-инных городах было убежище всего, чего не уживалось в центре России и старых ее областях. Туда укрывались беглые холопы и крестьяне, недовольные произ­волом помещика, приказчика или мира, не хотевшие платить поборов посад­ские, не желавшие служить дети бояр­ские. Туда ускользали сделавшие пре­ступление и ожидавшие казни, самые служилые люди посылались туда в виде наказания".

Комарицкая волость, куда входили земли монастырские, в XVII веке ста­новилась все более населенной при­шлым народом и прославилась буйным поведением своих жителей. Притесне­ния со стороны крестьян вынудили от­ца Прокопия искать милости и защиты у молодого Государя Михаила Феодо-ровича в Москве, куда иеромонах вмес­те с двумя иноками прибыл в 1620 году. Отец Прокопий был радушно принят и получил у царя дозволение на возоб­новление древней обители и построе­ние святого храма, на которое созда­ние, как пишет игумен Серапион, была дана Его Святейшества храмозданная грамота, с приложением к ней лич­ной печати Патриарха Московского Филарета Никитича Романова, отца Государя.

На благословение новосозидаемой оби­тели Государь промыслительно даровал две иконы из своих царских палат — Всемилостивого Спаса и список чудо­творной Казанской иконы Пресвятой Божией Матери — Заступницы Земли Русской в недавнее, горькой памяти Смутное время.

По монастырским преданиям отец Прокопий, возвращаясь из Москвы с бесценными дарами от царствующего рода Романовых, стал свидетелем собы­тия чудесного. Как пишет монастыр­ская летопись, от усталости старцы сидоша подле большой сосны и воздре-маша на мгновение, и отверзоша очи, и видеша икону на сосне, сияющую яко солнце. И со слезами сотвориша молит­ву, и получиша паки икону. Урочище, получившее с тех пор название «Святая сосна», находится в одной версте от мо­настыря, недалеко от обочины дороги, ведущей в Брасово.

Ревнуя о спасении своей души и славе Божией, отец Прокопий с помощью иноков сразу же по возвращении из Москвы строит небольшую деревян­ную церковь вблизи озера, на указан­ном Богородицей месте. Иноки пере­несли в новую церковь, освященную в честь Казанской иконы Божией Мате­ри, дарованные царем иконы и резной образ святого Николая. К церкви был пристроен придел во имя Святителя Николая.

Направляемые Заступницей усердной в Площанскую Богородицкую пустынь ищущие спасения богомольцы нередко оставались здесь навсегда для несения иноческих подвигов.

По внушению лукавого крестьяне, са­мовольно захватившие земли вокруг Площанского монастыря, снова стали досаждать его насельникам. Крестья­нин Рыбальский, по прозвищу Чертов, отличался от прочих особой жестокос­тью: он не гнушался прибегать к побоям священнослужителей, угрожая им рас­правой, глумясь над верой православ­ной и монастырскими святынями. Дабы положить конец беззаконию, отец Про­копий вновь держит путь в Москву и обращается за помощью к Государю.

Государь Михаил Феодорович передал в вечное владение на пропитание оби­тели землю, расположенную вокруг монастыря, в количестве 2645 десятин 154 сажен. (Десятина равна 1,08 га, сажень — 213 см. В общем 2856,6 га и 315 кв. м.) По возвращении из Москвы отец Прокопий незамедлительно при­ступил к благоустроению Площанской пустыни. В монастыре были возведены необходимые хозяйственные построй­ки, приобретены ризы, книги, священ­ные сосуды и другие церковные принад­лежности, построены братские келлии. Иноки монастыря начали осваивать об­ширные земельные угодия, царской властью отныне навечно закрепленные за Площанской святой обителью.

Возобновитель Площанского монасты­ря, его первоначальник и строитель Про­копий отошел ко Господу в 1644 году, на 70-м году жизни, и был погребен в алта­ре воздвигнутой при нем церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.

Чудеса от Казанской иконы Божией Матери из Площанской пустыни.

На протяжении четырех столетий от­чаявшиеся в спасении, как к последней своей надежде прибегали к этому чудо­творному образу, являвшему многочис­ленные чудеса исцеления от недугов физических и слепоты духовной.

От чудотворной Казанской иконы Божией Матери из Площанской пусты­ни получали исцеления и насельники обители, и местные жители, и прихо­дившие в обитель издалека многочис­ленные паломники.

В 1797 году село Брасово и его окрестно­сти подверглись нападению невиданных дотоле полчищ саранчи. Чудотворный образ Царицы Небесной обнесли во­круг села, и саранча была истреблена внезапно налетевшей стаей грачей. Как видно из указа Орловской Духовной консистории от 5 июля 1815 года, после этого чуда жители села Брасова обрати­лись к епархиальному начальству с просьбой о дозволении ежегодно под­нимать икону в села и деревни для мо­лебствий, на что и было получено раз­решение.

Свирепствовавшая в городе Брянске в 1848 году эпидемия холеры прекрати­лась после того, как по прошению жите­лей города была принесена из Площанской пустыни святая икона Заступницы Небесной. По молитвам перед чудо­творным образом после крестного хода прекратилась эпидемия холеры и в го­роде Севске, жители которого с тех пор испрашивали икону из Площанского монастыря в свой город ежегодно на два месяца.

Во время грозы летом 1851 года про­изошел пожар от молнии, попавшей в монастырский корпус Площанской обители; после молебна перед иконой Пресвятой Богородицы, совершенно­го монастырской братией, он прекра­тился.

Сильный пожар объял пламенем дом в селе Брасове в 1858 году. При бушевав­шем ветре к дому невозможно было по­дойти. Пожар сразу ослабел и вскоре совсем утих после того, как жители села обнесли вокруг полыхающего огнем до­ма Казанскую икону Божией Матери. Ни один другой дом в селе от пожара не пострадал. По просьбе жителей икона ежегодно износилась из монастыря в разные города Орловской губернии.

В «Орловских Епархиальных ведомо­стях» так повествуется о чуде от Казан­ской иконы Божией Матери в городе Карачеве: Сего 1894 года, с Юна И мар­та, — свидетельствует по священству диакон Карачевской Преображенской церкви Константин Архангельский, — жена моя разрешилась от бремени: ро­ды были благополучные. Вдруг без вся­ких видимых причин жена моя на тре­тий день после родов тяжко заболела. Я обратился к врачу М. за помощью, ко­торый нашел жену мою опасно больной настолько, что один не решался ле­чить ее, а попросил меня собрать кон­силиум врачей. На консилиуме врачи все единогласно признали, что жена моя страдает родильною горячкою в сильном развитии, и заключили, что больная проживет два или три дня, не больше; врач же С. прямо отозвался о больной: «Это живой "труп". 28 марта святая икона принесена была ко мне в дом; больная жена моя с верою попила воды, при иконе сей находящейся; по­сле этого отслужен был молебен перед иконою; затем больной с каждым днем становилось легче. Болезнь впоследст­вии совсем прошла; больная выздоро­вела.

Царственные соседи обители.

Возрождение и дальнейшее благосо­стояние Площанской обители связано с историей царствования династии Рома­новых — благотворителей пустыни и ее ближайших соседей. С 1882 года к мо­настырским землям вплотную примы­кали владения Великого князя Георгия Александровича Романова, приобрет­шего две усадьбы в селе Брасове и на хуторе Локоть в Главном департаменте уделов. После смерти Великого князя Георгия Александровича в 1899 году имения перешли во владение Великого князя Михаила Александровича Рома­нова (1878— 1918). Стараниями членов Августейшей фамилии усадьба была приведена в образцовый порядок: уст­роен огромный парк с фонтаном, про­ложен водопровод, проведены телефон и телеграф, построены конный двор для разведения орловских рысаков, два винокуренных завода, маслобойня, меха­нический завод, полтора десятка мель­ниц, завод по переработке пеньки и несколько лесопильных предприятий. Был основательно отреставрирован помещичий дворец ее прежнего хозяи­на, предводителя Орловского дворянст­ва Виктора Владимировича Апраксина, и воздвигнут новый изящный деревян­ный дворец для Великого князя. Талант­ливый пейзажист С.Ю. Жуковский апечатлел на своих полотнах виды Бра-совских имений и интерьеры дворца. Богатые и развитые угодья Великого князя Михаила Александровича прино­сили ему в последние годы перед октябрьским переворотом более полу­тора миллионов рублей чистого дохода.

Великий князь Михаил Александро­вич, гостя у себя в поместье, неоднократно заезжал в монастырь покло­ниться его святыням. Как отмечают архивные записи, в 1901 году 19 августа к 4 пополудни Великий князь побывал в экономическом управлении в селе Крупец, заезжал в тамошнюю Макарьевскую церковь и посетил дом священни­ка отца Дмитрия Попова, при этом он заметил: «Церковь ваша хороша».

В 1911 году 16 апреля Великий князь изво­лил посетить саму обитель. Его Высоче­ство, прибыв в монастырь в 11.30 дня, после встречи у Святых врат, проследо­вал в соборный храм, где после кратко­го, с возглашением многолетия молебна приложился к кресту и храмовой Ка­занской иконе Божией Матери. Затем Его Высочество изволил посетить на­стоятельские покои, где, как пишут «Орловские Епархиальные ведомости», откушал чаю и удостоил настоятеля милостивого разговора. После чая Его Высочество посетил святой монас­тырский колодезь, после чего отбыл из пустыни в свое Брасовское имение. В 1916 году Великий князь, пребывая в предпасхальные дни в своих владениях, причащался в Великую Субботу в мест­ной Брасовской церкви, а к Светлой за­утрене решил съездить в монастырь. Прослушав службу, Его Высочество вме­сте с главным управляющим имениями В. Т. Шацким, гостями — князем и княги­ней Вяземскими, Г. А. Бантле, О. А. Рад-кевичем, А. С. Матвеевым, Н. Н. Джон­сон и К. А. Коттон — были приглашены настоятелем на разговение.

Площанская обитель в начале XX века

Общий вид и устроение обители

К началу XX века Площанская пус­тынь считалась одной из самых благо­устроенных обителей России. Из три­надцати монастырей Орловской епар­хии, к которой пустынь принадлежала до 1917 года, она прочно занимала веду­щее место. На протяжении нескольких столетий Площанская пустынь, давшая миру сонм благолепных старцев, была одним из центров духовного и культур­ного просвещения России, неся христи­анскую истину во всей ее чистоте и це­лостности.

В монастырских архивах сохранились подробные описания архитектурного ансамбля обители, окончательно сло­жившегося к началу XIX века и орга­нично вписавшегося в окружающий природный ландшафт, его хозяйствен­ных построек, а также внутреннего уб­ранства храмов.

Вот каким во всей своей красе и вели­чии представал перед паломниками славный Площанский монастырь в на­чале XX века.

Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих палом­ников. Уже при выходе на станцию Бра-сово богомольцы могли отдохнуть и пе­реночевать в странноприимном доме, принадлежавшем монастырю и распо­лагавшемся прямо на станции. До Пло­щанской пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выло­женной до самой обители, или, углубясь в молитву, за три часа доходили до цели своего паломничества — благо, что дорога пролегала через усадьбу Михаила Александровича Романова и была жи­вописной и широкой.

С правой стороны от старой дороги, за версту от обители, среди сосен, палом­ников встречала каменная часовня, воз­веденная на месте чуда от Казанской иконы на средства брасовского купца М. Е. Булгакова к 300-летию Дома Рома­новых в 1913 году. Пройдя вдоль длин­ной каменной стены, огораживающей сад, паломник оказывался перед вели­чественными каменными Святыми вра­тами обители, над которыми возвыша­лась небольшая церковь во имя Всех святых.

Прекрасная старая липовая аллея вела к главному храму обители — огромному Казанскому собору с трехъярусной ко­локольней и старинными часами, отби­вающими даже минуты. Справа от со­бора взору открывалась средних разме­ров Духо-Сошественская церковь, а слева за ней и за собором — малая По­кровская.

Величественные павлины разгулива­ли среди цветов и деревьев у одно­этажного настоятельского корпуса. Чуть далее располагались каменное здание просфорни, двухэтажный, дли­ною более семидесяти метров брат­ский келейный корпус на тридцать пять келлий. Там жила братия и там же были аптека и свечная мастерская. Не­подалеку, ближе к восточной ограде, были выстроены ледник, квасоварня и бондарня с помещениями для келаря и его помощника и прочие хозяйствен­ные постройки.

Позади Духо-Сошественской церкви в полутораэтажном корпусе располагалась братская трапезная, внутри вся расписанная живописью. При ней — кухня, а внизу — хлебопекарня с русской печью, за один раз дававшей до пятисот буханок хлеба, а в смену более тысячи.

За восьмигранной водонапорной баш­ней, высотой четыре сажени (8,2 м) — деревянный дом наместника, где жили на покое бывшие настоятели монасты­ря, а рядом с домом был флигель каз­начея.

В монастырской лавке торговали ико­нами, крестиками, книгами и четками. К западной стене примыкала деревянная келлия для схимников, неподалеку от которой помещался большой каменный двухэтажный братский корпус на трид­цать две келлий, а напротив собора — меньший братский корпус на двадцать келлий.

На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома поме­щались кучерская и шорницкая мастер­ские, кузница, каретный сарай, две ко­нюшни, навесы, сарай для землемерно­го инвентаря.

На дворе для рогатого скота — коров­ники с домами для прислуги, телятник, паровая мукомольная мельница с амба­рами.

В большом фруктовом саду находи­лись три деревянных флигеля с мезони­нами, в которых были пчельня, порт­няжная и сапожная мастерские и мона­стырская больница для братии на де­сять коек.

За восточными воротами, под горой у озера, стояла деревянная часовня, со­единенная с монастырем длинной дере­вянной галереей. Часовня была укра­шена внутри живописными картинами и резным Распятием. Вдоль берега озе­ра были расположены деревянная мас­лобойня, прачечная и баня. Тут же на озере была устроена сажалка для сохра­нения пойманной рыбы.

К озеру примыкала водяная мельница с крупорушкой, двумя амбарами, домом мельника и домом для пастухов с коса­рями. К плотине была пристроена мона­шеская купальня.

Против Святых врат стоял гостиный двор для приема бедных странников и посетителей. Двор состоял из двух двухэтажных теплых корпусов на пять­десят номеров и одного одноэтажного на двадцать номеров. За гостиным дво­ром был фруктовый сад с огородами и пасекой. Вся территория монастыря была окружена каменной оградой с че­тырьмя башнями по углам и тремя подъездными воротами. В монастыр­ском лесу находились дегтярный и кир­пичный заводы. Лес охранялся полесов­щиками, для которых была выстроена постоялая изба с необходимыми хозяй­ственными постройками.

Храмы и святыни обители

Казанский собор

Соборный теплый храм в честь Казан­ской иконы Божией Матери, освящен­ный в 1748 году строителем Иоасафом, имел два придела: по правую сторону — во имя Святителя Николая Чудотворца (освящен в 1746 году), а по левую — в честь Киккской иконы Божией Мате­ри (освящен в 1828 году). В 1803 году была перестроена каменная колоколь­ня с боевыми часами, которая, благода­ря своей высоте, господствовала над обширной панорамой обители и всей округи. Звон десяти ее колоколов — большого, полиелейного, повседневно­го, «иоасафовского» и шести разновес­ных — был слышен за многие километ­ры от обители.

При входе в арку центрального при­дела с левой стороны стояла Плащани­ца, на которой были вышиты изобра­жения Спасителя во гробе, Божией Матери, Иоанна Богослова, праведно­го Иосифа Аримафейского, Святителя Николая, жен-мироносиц и двух Анге­лов. Эта Плащаница, шитая по малино­вому бархату золотом и серебром, бы­ла изготовлена в Арзамасской Алексе­евской женской общине в 1825 году. Рядом располагался образ Спасителя в ризе, шитой по белому глазету золотом и серебром, в раме серебряной чекан­ной работы.

Иконостасы всех приделов располага­лись в одну линию. Главный имел пять ярусов, украшенных позолоченной резьбой. В первом ряду с правой сторо­ны от Царских врат стояли: образ Спасителя с благословляющей десни­цей в сребропозлащенной ризе, рядом с ним — икона Благовещения Пресвятой Богородицы, далее — икона Покрова Богородицы.

В первом ряду с левой стороны от Цар­ских врат стояла чудотворная Казан­ская икона Божией Матери в богатой серебряной, позолоченной через огонь ризе. На челе Богородицы было утверж­дено украшение с бриллиантами в три ряда, в середину которого был вправлен большой изумруд, на венце — корона, а на плече — звездочка из горного хрус­таля с бирюзой. Около лика Божией Матери края ризы были обнизаны крупным жемчугом, а на голове — убрус, вышитый мелким жемчугом; вокруг иконы на серебряной полосе располо­жены изображения чудес от нее.

Достойно памяти, что при пожаре в со­борной ризнице 16 ноября 1879 года все сгорело, даже потрескались потолки, а список чудотворной иконы Казанской Божией Матери был найден неповреж­денным.

В приделе Киккской (Кипрской) ико­ны Божией Матери находились местно-чтимая Киккская икона Божией Мате­ри, по преданию принесенная старцем Василием (Кишкиным), а также чтимая икона Спасителя, сидящего на Престоле, с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечей и апостолами в сребропозлащенной ризе.

Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов

Зимняя соборная церковь Сошествия Святого Духа на апостолов была пост­роена в 1813 — 1815 годах на средства карачевских помещиков Веревкиных, с двумя приделами: в честь Феодоров-ской иконы Божией Матери и в честь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь была освящена в 1815 году при строите­ле иеромонахе Павле. Местночтимые иконы были украшены серебряными позолоченными ризами с драгоценны­ми камнями.

Особо выделялся помещенный против правого клироса образ Всемилостивого Спаса, подаренный царем Михаилом Феодоровичем из царских палат в благословение отцу Прокопию. На иконе была сребропозлащенная риза чекан­ной работы, имевшая в венце четыре драгоценных камня в сиянии одиннад­цати мелких камней. На ризе была вы­бита следующая надпись: Сооружена риза сия на образ Всемилостивого Спа­са, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пусты­ни строителю иеромонаху Прокопию. А сия риза устроена подаянием Христолю­бивых подателей при строителе сей пус­тыни игумене Серапионе в 1798 году 14 февраля; весу в ней 10 фунтов.

Не менее славился список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы, тоже в сребропозлащенной ризе весом 9 фун­тов 44 злотника. Эту ризу при строителе Иоиле устроили монах Иона и господин М.А. Тараканов. Короны же на Спасите­ле и Божией Матери были серебряными и инкрустированы горным хрусталем.

В Феодоровском приделе находилась местная икона Богоматери. Икона эта была врезана в доску другой иконы, на ризе которой сверху было написано: Коронование Божия Матери, а внизу: Чудесное принесение образа Феодоров-ския Богоматери святым великомуче­ником Феодором Стратилатом.

В этом же храме находился список Казанской иконы Божией Матери, пожертвованный на устроение храма госпожой Неклюдовой из Каменец-По­дольска в 1814 году.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы

Эта церковь была расположена между двумя вышеупомянутыми церквями, построена она была в 1752— 1754 годах при строителе Пафнутии, который и был здесь захоронен. В 1780—1790 го­дах в этой церкви существовал придел в честь Рождества Пророка и Крестителя Иоанна, построенный при строителе Серапионе. К началу XIX века Покров­ская церковь уже обветшала, и было ре­шено построить новую Свято-Духов-скую церковь, а затем туда перенесли Иоанновский придел.

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского

Деревянный храм с отдельной коло­кольней был построен вне стен монас­тыря, на кладбище, в 60-е годы XIX века. В храме находились художественной работы иконы Спасителя, Божией Ма­тери, Рождества Христова и молящего­ся преподобного Сергия Радонежского.

Надвратная церковь во имя Всех святых

Церковь была построена в 1783 году при строителе Серапионе и освящена Преосвященным Дамаскиным. Достой­ны внимания висящие во всю западную стену картины Страшного Суда и Всех святых, писанные масляными краска­ми. По каменной лестнице богомольцы могли подняться в храм над Святыми вратами и осмотреть панораму всего монастыря.

Монастырская библиотека с архивом находилась в специальном помещении под колокольней в соборе, на втором ярусе, и содержала 570 томов книг слу­жебного и назидательного характера старинной и новой печати. Печатные издания XVII века немногочисленны, количество их не превышало сотни книг. В библиотеке хранилось еще око­ло сотни книг очень древних, но без ти­тульных листов, что не давало возмож­ности определить их год издания. Было в книгохранилище более трехсот книг XVIII столетия, а оставшиеся относи­лись к XIX веку. Среди служебной ли­тературы находился Большой требник митрополита Петра (Могилы), по кото­рому отправлялись службы. Очень мно­го было книг духовноназидательного содержания. Были в библиотеке и руко­писи, среди которых и собственноруч­но писанные книги старца Афанасия (Захарова) и старца Паисия (Величковского), переданные позже в Орловское историко-археологическое общество, а также «Келейные записки Преосвященнейшего Иеремии, уроженца Севского уезда, умершего и погребенного в Нижнем Новгороде». Текущие бумаги и дела по монастырю, тщательно подоб­ранные по годам, в отдельных связках хранились на полках в архиве.

Благотворительность и милосердие

Старец и врач должны подавать боль­ным, в тяжких недугах просящих исце­ления, крепость и здравие, а также всякую помощь, — это указание Типи­кона (глава 46) неукоснительно испол­нялось монашествующими Площанской обители на протяжении всей истории ее существования. В монастыре издавна было установлено принимать, утешать и питать всех в него приходящих. В мона­стырской гостинице странники и стран­ницы могли жить по неделе и больше, питаясь от трапезы, там подававшейся. Богомольцы и крестьяне, приходившие в обитель, всегда получали хлеб, квас и другую еду, а приезжавшие на гужевом транспорте, кроме питания для себя, по­лучали фуражный корм для лошадей. По отчетам монастыря, за год выходило более пятидесяти тысяч бесплатных обедов для паломников.

Десять палат монастырской больницы, рассчитанной на четырнадцать боль­ных, были оборудованы голландскими кафельными печами и ватерклозетом. При больнице постоянно находился фельдшер, а при необходимости из во­лости вызывался доктор, которому мо­настырь платил жалование.

В монастырских гостиницах, рассчи­танных на девяносто человек, приют да­вался с обслуживанием и без всякой оплаты. Во всех церквях и часовнях, на молебнах, в свечной лавке, при раздаче белого хлеба и просфор стояли кружки для пожертвований, в которые бого­мольцы клали от своего усердия, кто сколько мог.

В деревне Городище, в пяти верстах от обители, в ноябре 1900 года, из монас­тырского леса был выстроен корпус церковноприходской школы на 125 уче­ников и учениц. Школу монастырь обес­печивал всех необходимым.

В епархиальных отчетах по отчисле­нию денежных сумм на различные нуж­ды, как внутри губернии, так и за ее пределами, Площанская пустынь всегда была первой. Приведем лишь некото­рые случаи благотворительности. Очень большие суммы, по шестьсот рублей в год, отчислялись в пользу Орловского епархиального   женского училища. В 1881 году архимандрит Моисей жерт­вовал этому духовному учебному заве­дению и Орловской духовной семина­рии тысячу аршин отборного холста. Более семисот рублей ежегодно шло на содержание духовных училищ и при­ютов, а также для лечения бедных лиц духовного звания. Значительные по­жертвования оказывала обитель армии во время войн: Русско-турецкой, Рус­ско-японской и Первой мировой, пере­сылая на фронт вещи, продукты, де­нежные средства. Отчислялись деньги и в Славянские благотворительные общества в пользу бедствующих се­мейств славян Боснии, Болгарии и Гер­цеговины. Настоятель и казначей Пло-щанской пустыни обычно состояли членами уездного попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов.

В начале XX века было отослано на Кавказ в действующий военно-поход­ный госпиталь полное священническое облачение и комплект богослужебных книг. Большие пожертвования отчисля­лись пострадавшим от стихийных бед­ствий: наводнений, голода и неурожая.

Помощь армии во время Первой мировой войны

С начала Первой мировой войны в Площанскую пустынь устремились мо­нашествующие из разоренных войной монастырей, и гостеприимная обитель, как всегда, радушно принимала в своих стенах этих несчастных людей и дели­лась с беженцами всем, чем могла. На поддержание лазарета для больных и раненых, располагавшегося при Бело-Бережском монастыре, Площанская обитель, наряду с другими монастыря­ми епархии, отчисляла большие денеж­ные средства.

Для службы в передвижных госпита­лях в распоряжение фронта были откомандированы три площанских иеромо­наха.

Через Севское уездное отделение Общества Красного Креста обитель по­сылала на фронт необходимые перевя­зочные материалы. Пустынь приняла на свои пастбища и стойловое содержа­ние стада рогатого скота, закупленного для нужд армии.

В самый разгар войны, в 1915 году, на­стоятелем Площанской пустыни стано­вится иеромонах Никодим (Спиридо­нов), родом из крестьян Тульской гу­бернии. По окончании сельской школы он еще юношей пришел в обитель и был принят на попечение архимандритом Серафимом, у которого стал келейни­ком. В 1907 году был пострижен в мона­шество, а через год последовали руко­положения в иеродиакона и иеромона­ ха, с назначением на должность казна­чея. Вскоре после назначения настояте­лем он был возведен в сан игумена. Вступив на начальственную должность, отец Никодим принял самое деятельное участие в оказании помощи армии и народу.

В этот грозный период русской исто­рии духовная помощь обители выража­лась, прежде всего, в глубокой, сердеч­ной молитве ее насельников о даровании победы русской армии. Иеромонахи в своих проповедях разъясняли народу спорные и непонятные вопросы о войне и отношении православия к их долгу служения Вере, Царю и Отечеству.

Подвиг иеромонаха Евтихия

В сентябре 1915 года «Вестник военного и морского духовенства» опубликовал корреспонденцию «Нового времени» о героической кончине священника 289-го пехотного Коротоякского полка и бла­гочинного дивизии, площанского иеро­монаха Евтихия (Тулупова). Отряд, в котором служил отец Евтихий, был окружен неприятелем и контратакой пробивал себе путь к русским позици­ям. Маленький, с большой седой боро­дой, — писал корреспондент «Нового времени», — с лицом детской доброты и веры, отец Евтихий вышел с ротами из опушки леса, держа крест над голо­вой, прошел под ожесточенным огнем неприятельской цепи и пошел далее. А за ним вперед побежали другие. Пуля противника ранила батюшку в плечо. Его тут же перевязали, и он опять пошел вперед, пока не упал навзничь, лицом к тому небу, в глубине которого, он верил, живет Бог и все Его святые. В том же номере «Вестника» было напе­чатано стихотворение священника Аркадия Мамаева «Памяти героя отца Евтихия Тулупова».

Усни ж, герой, блаженным сном! Ты славно путь свой совершил! Идя всю жизнь с святым крестом, За братьев душу положил! Тебя отчизна не забудет!.. Собратья — память сотворят! Легка земля тебе да будет! Молись за Русь, герой-собрат!

Отец Евтихий был награжден орде­ном святой Анны с мечами и бантом и представлен к награждению наперс­ным крестом на Георгиевской ленте. Посмертно за подвиг 9 июля отец Евти­хий был представлен к ордену Святого Георгия 4-й степени.

«Окаянные дни»

Разрушение обители. Последние площанские исповедники веры игумен Никодим и старец Герман

После октябрьского переворота Пло­щанскую обитель постигла участь всей Русской Православной Церкви — мо­настырь был в ноябре 1924 года закрыт и разграблен до основания. Из храмов остались не взорванными два — Казан­ский собор и храм Сошествия Святого Духа. На территории монастыря органи­зовалась коммуна «Пчела». В 1930 году тридцать площанских монахов, скры­вавшихся от преследований властей по окрестным деревням, подверглись аре­сту и впоследствии разделили участь многочисленных узников совести.

Декрет от 20 января 1918 года «Об от­делении церкви от государства и школы от церкви» лишал Российскую Церковь всего имущества, движимого и недви­жимого, и права им владеть. Запреща­лось преподавание религиозных веро­учений во всех государственных и общественных учебных заведениях. Церковь лишалась права юридического лица, это явилось юридической подго­товкой к изъятию церковных ценнос­тей, закрытию монастырей, духовных училищ, к кощунственным осквернени­ям святых мощей Божиих угодников и расправам над духовенством и благоче­стивым и мирянами. Во исполнение декрета от 9 ноября 1918 года на заседании Брянского Губ-исполкома была создана комиссия из представителей отделов народного об­разования, по национальным вопросам и юстиции. В комиссию поступило за­явление от представителей коммуны «Пчела»,  организованной в январе 1919 года на территории Площанского монастыря, податели которого настаи­вали на немедленном закрытии всех церквей обители, а бывшего настояте­ля отца Никодима требовали привлечь к уголовной ответственности, возведя на него клеветнические обвинения в укрывательстве церковных ценностей и в совершении им аморальных по­ступков.

При закрытии Площанской пустыни остро встал вопрос о честных останках старца Василия (Кишкина) и строителя Пафнутия (Козелкина). Еще в августе 1924 года Севский исполком настаивал на вскрытии мощей. Останки шестиде­сяти православных подвижников и свя­тых нашей Церкви подверглись этому кощунственному осквернению в те го­ды.

Комиссия приступила к вскрытию 16 ноября 1924 года. По «делу о мощах» был привлечен к уголовной ответствен­ности игумен бывшего Площанского монастыря отец Никодим. Заведенное на него в январе 1925 года уголовное дело составило семь пухлых томов. Предъявленное отцу Никодиму обви­нение звучало так (текст приводим с сокращениями): Принимая во внима­ние... наличие данных для предъявле­ния обвинения и руководствуясь ст. ст. 128, 120 УПК, суд постановил: Бывшего игумена монастыря Никоди­ма Спиридонова привлечь по настоя­щему делу в качестве обвиняемого, предъявив ему обвинение в том, что, находясь в Площанском монастыре с детства и безотлучно с 1894 году по день закрытия его и зная цель леген­дарных слухов о Василии Кишкине и чудесах на его могиле, о чудотворной иконе и прочих «достопримечатель­ностях» монастыря, распространяе­мых как администрацией, так и мона­хами указанного монастыря, с целью извлечения средств и разных выгод для монастыря, а также пользуясь су­еверием и религиозными предрассуд­ками части окрестного населения, разрешал совершать и сам совершал обманные действия на могиле Василия Кишкина и перед так называемой чу­дотворной иконой и прочими «досто­примечательностями» монастыря, то есть преступление, предусмотренное ст. 120 УК.

В июне 1925 года суд постановил: Быв­шего игумена Площанского монастыря Никодима Спиридонова подвергнуть шестимесячному тюремному заключе­нию, но, принимая во внимание его крестьянское происхождение, мало­развитость и короткий срок службы игуменом, заменить штрафом в 100 руб­лей, назначив трехлетний испыта­тельный срок.

Сразу же после окончательной ликви­дации Площанской пустыни отец Нико­дим и еще шесть монахов перешли на жительство в близлежащее село Кру-пец. В 1924 году его пригласили в каче­стве священника в Знаменскую цер­ковь села Игрицкое, что в двадцати пяти километрах от Площанского монасты­ря. В 1926 — 1927 годах отец Никодим ездил в Орел на благословение к архи­ерею и на встречу с родственниками. В Орле он дважды был удостоен бесе­ды с правящим архиепископом Сера­фимом (Остроумовым), получив от него благословение. На Юбилейном Архи­ерейском Соборе Русской Православ­ной Церкви, состоявшемся в августе 2000 года, архиепископ Серафим был прославлен Церковью в лике священ-номучеников.

Все монахи бывшего монастыря при возможности приходили к отцу Нико-диму на исповедь, Святое Причастие и благословение.

Летом 1930 года отец Никодим был об­винен в создании контрреволюционной организации из бывших монахов, кула­ков и работниц и монашеских ячеек ан­тисоветского характера и был осужден вместе с другими по статье 58 на десять лет пребывания в исправительно-тру­довых лагерях. Для отбывания наказа­ния отец Никодим был этапирован в Се­верный край вместе с группой монахов Площанского монастыря. Многие из осужденных по этому делу навсегда остались лежать в земле знаменитого на всю Россию Соловецкого монастыря, превращенного богоборческой властью в концентрационный лагерь для инако­мыслящих.

После отбывания срока отец Никодим служил в храмах Орла. Его сердце оста­новилось после совершенной им вос­кресной Литургии 11 февраля 1954 года. Отца Никодима похоронили на орлов­ском Афанасьевском кладбище. Так до конца своей жизни последний настоя­тель Площанской пустыни отец Нико­дим твердо вел корабль спасения вве­рившихся ему душ.

Простые люди веками с благоговени­ем хранят память о своих духовных наставниках, явивших пример исповедничества и мученичества. Одним из та­ких подвижников веры был последний площанский старец, прозорливец и му­ченик монах Герман. Немного знаем мы о его мирской жизни. По рассказам, в миру он долго был на армейской служ­бе, демобилизовавшись, пришел бого­мольцем в Площанскую пустынь и уже никогда не покидал святую обитель. Будучи олицетворением кротости и по­слушания, он вскоре удостоился пост­рижения в мантию монастырскими старцами, провидевшими в нем дар не­прерывной Иисусовой молитвы. Отка­завшись от почестей и служебного пути, отец Герман принял на себя под­виг юродства. Прозорливец незадолго до революции 1917 года не выпускал братию из храма, закрыв их на большой замок, говоря: Чтобы не замолк молит­венный глас! и добавил: Скоро все будем собираться в путь.

Воистину путь сей оказался долог и мучителен. После революции отец Гер­ман несколько лет жил в крайнем доми­ке у монастырской стены. Наделенный Господом дарами прозорливости и вра­чующей помощи при различных забо­леваниях, он принимал всех сирых и убогих, искавших у него исцеления телесного и духовного. За лечение и духовные советы он никогда не брал платы, а если ему и навязывали деньги, то старец после ухода посетителей вы­брасывал их в окно.

После ликвидации Площанского мона­стыря отец Герман проживал в местеч­ке Середина Буда Черниговской губер­нии. Многим верующим, пострадавшим от голода, гражданской войны и разру­хи, смог помочь сей святой врачеватель душ.

Все пророчества святого старца сбы­вались. Очевидцы вспоминали, как ста­рец однажды сказал: Лайте коня, поеду на Красную криницу, чтобы не оскудела вода, а Буду не разрушила война. Коло­дец и сейчас дает воду. И война не раз­рушила Середину Буду, которую отец Герман трижды объехал на лошади, как при пасхальном крестном ходе.

Пришел к старцу молодой газетчик и говорит: «Батюшка, давайте я куда надо напишу, что церкви закрывают и бес­чинствуют». Старец же упал на живот и пополз, как червь, на чреве, говоря: «Ес­ли хочешь спастись, будь тише воды, ниже травы».

В середине 20-х годов последовал арест старца Германа. Чекисты подвер­гли прозорливца жестоким истязаниям: его избивали и пытали, привязывали к лошади и таскали за ней по земле. Но благодать Божия сохранила старца, и он остался жив. После всех издевательств отца Германа определили в психиатри­ческую больницу. Все село прощалось со старцем, прося его молитв и благо­словения. И в больнице врачи, больные и посетители шли к отцу Герману за благословением и советом. День своей смерти он предвидел, говоря: По науще­нию диавола меня должны отравить. Но вы не ищите правды, не дознавай­тесь. Я духовно не умру. Приходите ко мне на могилу хоть раз в год, буду помо­гать молитвой.

Старец промыслительно просил по­хоронить его на мусорной свалке Бол-диной горы — известном месте подви­гов святого преподобного Антония Киево-Печерского чудотворца, основа­теля русского монашества. На этой же горе находились два древнейших мона­стыря — Елецкий Успенский и Свято-Ильинский Троицкий, основанный в XI веке.

Против Болдиной горы в 1930 годах в доме монахини Евлампии после закры­тия Троицко-Ильинского монастыря до 1941 года жил святой преподобный Лав­рентий Черниговский и сподобился в этом доме великих откровений от Гос­пода.

Как оказалось, на месте Болдиной го­ры был храм с окружавшими его древ­ними могилами. Сейчас на этом месте — закрытое кладбище.

Во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. государство и Церковь объединили свои усилия во имя достижения великой цели — побе­ды над гитлеровскими полчищами. В январе 1943 года митрополит Сергий добился фактической легализации Церкви, получив разрешение прави­тельства на открытие банковского сче­та для внесения прихожанами пожерт­вований на оборону страны. При СНК СССР создается специальный Совет по делам Церкви. В московском Богояв­ленском соборе 12 сентября 1943 года была произведена интронизация ново­избранного на Поместном Соборе Пат­риарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Перед чудо­творными иконами Спасителя и Цари­цы Небесной — Заступницы Земли Русской на всех фронтах Великой Оте­чественной войны служились молебны о спасении Отечества. Тысячи священ­ников и монахов, отбывавших наказа­ние в ГУЛАГе, после пересмотра их «дел» были в те годы освобождены из заключения и смогли осуществить свой молитвенный подвиг во вновь открыва­ющихся духовных семинариях, акаде­миях и приходах.

В Брянской области в военные годы самоорганизовалось более восьмидеся­ти приходов.

Начавшееся в 40-х годах религиозное возрождение было прервано после сек­ретного постановления ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды» от 4 октября 1958 года. Нормальные отношения с Церковью советские идеологи начали рассматри­вать как сталинское наследие. Государ­ство объявило войну Церкви. В том же октябре 1958 года Совет министров принял первое постановление против Православной Церкви. По всей стране стали закрывать монастыри и храмы. С 1958 по 1962 год включительно было снято с регистрации 4828 церковных общин.

В результате этих гонений количест­во действующих приходов на террито­рии Брянской области сократилось до двадцати восьми. В борьбе с Церковью власть применила и прямое насилие, за­крывая храмы на замок.

Власть предержащие в те года вели линию на физическое уничтожение

Православной Церкви, религии вооб­ще, более глубокую и разрушительную даже по сравнению с 20-ми годами на­чавшегося в огне войн и революций XX века.

В первые послевоенные годы в храме Сошествия Святого Духа вновь нача­лись богослужения и открылся приход. Но ненадолго.

Комсомольцы совхоза «30 лет ВЛКСМ», созданного на базе коммуны «Пчела», писали «наверх» письма с просьбой за­крыть приход. И храм Площанской пус­тыни был закрыт в 1962 году по «жела­нию трудящихся». Директор совхоза приказал закопать древний Николаев­ский источник. По-прежнему система­тически и планомерно уничтожался комплекс монастырских строений. Дар­мовой кирпич от монастырской стены шел на постройку сараев и печей рабо­чих совхоза, с этой же целью уничтожа­лись целые монастырские корпуса и здания. В конце 60-х годов были разо­браны бывшая пекарня и трапезная, скитская церковь преподобного Сер­гия Радонежского в саду.

В Казанском соборе был открыт инку­батор по выращиванию цыплят. В том же году вандалы предприняли попытку взо­рвать Казанский собор, но смогли разру­шить только два яруса — монахи ведь строили на века. Битой щебенкой посы­пали при мелиорации дорогу к реке Не­руссе. В 1966 году все уцелевшие здания и хозяйственные постройки монастыря перешли во владение Крупецкого сель­совета. Из немногих чудом сохранив­шихся зданий бывший игуменский кор­пус оставался бесхозным и брошенным.

Возрождение Площанской пустыни

Промыслом Божиим ровно через семьдесят лет после закрытия монасты­ря Площанская пустынь в наши дни вновь наполнилась иноками, стремящи­мися стяжать благодать Духа Святого и сохранить себя от разрушающего влия­ния мира сего, дабы своей монашеской жизнью утвердить красоту Русской Церкви, прочно стоящей в истине и си­ле Православия.

Печальными руинами встретила мона­шествующих некогда цветущая Божия обитель. Шел 1994 год. Монахи посели­лись в малопригодном для жилья и тре­бующем капитального ремонта здании бывшей просфорной. Под руководст­вом настоятеля Площанской пустыни архимандрита Сергия (Булатникова) монахам предстояла многотрудная ра­бота по возрождению к жизни святой обители. Не все монашествующие вы­держивали строгий внутренний распо­рядок и послушания. Оставались самые твердые верой. На сегодняшний день в обители несут свой монашеский подвиг до тридцати пяти братий.

Только через два года, в 1996 году, оби­тели была передана часть келейного корпуса, в котором располагалась мест­ная школа. После ремонта в 1998 году келейный корпус был полностью занят монашествующими.

Приветствующие возрождение Площанского монастыря местные жители стали возвращать в обитель сохранен­ные ими в годы богоборческих десяти­летий книги из монастырской библио­теки и церковные святыни. Летом 1996 года произошло радостное собы­тие — две благочестивые мирянки из поселка Локоть вернули главную свя­тыню обители — почитаемый чудо­творный список Казанской иконы Божией Матери.

В годы репрессий эти женщины скры­вали в своем доме площанского монаха, даже не зная его имени. Во время раз­грабления монастыря этот монах сумел спасти икону, с которой уже была снята серебряная риза. Он завещал вернуть святыню в обитель, когда закончатся гонения на Русскую Православную Церковь. Время такое приспело — ны­не под покровом Царицы Небесной воз­рождается архитектурный ансамбль

Площанского монастыря, три раза в день проходят богослужения: утром в 7.40 (в праздники и воскресные дни — в 8.30), вечером в 17.00 и ночью в 23.00 (полунощница).

Монастырь восстанавливается «по кирпичику», в основном силами мона­шествующих, с любовью трудящихся и молящихся, чтобы святая обитель вновь засияла прежней красотой.

В 1997 году была возведена часовня во имя Святителя Николая Чудотворца на древнем источнике у Площанского озера. Как и раньше, она построена из бревен.

В бывшем домике старца Германа сде­лан капитальный ремонт, и семьдесят пять лет спустя дом вновь принял мона­шествующих. Закончено строительство церкви в честь Покрова Божией Ма­тери, и первая Божественная литургия после восстановления храма была со­вершена на праздник Покрова в 2004 году. Одновременно велись работы по восстановлению корпуса бывшей тра­пезной и поварни. Отстроен дом казна­чея, началось строительство на хозяй­ственном дворе — гаражей, фермы, экономических келлий, дровника и других необходимых построек. На мес­те Казанского собора в 1999 году были произведены археологические раскоп­ки и расчищены три алтаря.

Построена гостиница для приезжающих священ­нослужителей. Над восстановленными Святыми вратами возведена церковь во имя Всех святых. Завершено восста­новление восточной стены и выстрое­ны две угловые башни с восточными вратами, ведущими на источник. За­стеклена возведенная на старом фун­даменте теплица. Ожила и Площанская красавица-колокольня, звон колоколов которой в прежние годы был слышан при благовесте даже в Севске.

Устроены и освящены святые источ­ники: иконы Божией Матери «Живо­носный Источник», или «Германов-ский», названный так в память о по­следнем площанском старце отце Гер­мане; святых Царственных страсто­терпцев и святых мучеников Космы и Дамиана (в бывшем лесном скиту). Из полной разрухи возрожден дом игуме­на. Теперь в нем гостиница и трапезная для богомольцев, которых с каждым го­дом приезжает в обитель все больше и больше. Восстановлены угловая и водо­напорная башни, врата и надвратная церковь и теперешний главный храм обители — Сошествия Святого Духа.

 

 

 

 

Монастырская библиотека пополняет­ся богослужебными святотеческими книгами.

Со временем монастырь обзавелся своим подсобным хозяйством: корова­ми, лошадью, курами, огородом. В ог­ромном фруктовом саду установили па­секу с сорока ульями, поставили дом с хозяйственными постройками. Теперь у монахов на трапезе бывает мед, кото­рым они охотно делятся с приезжаю­щими паломниками. Как и в прежние времена, иноки обрабатывают огороды, пасут скот, делают удивительно вкус­ные творог и масло. Кругом царят покой и порядок. Во всем нынешнем об­лике монастыря видны результаты вдохновенного труда монашествующих во славу Господа.

Занимается монастырь и социальны­ми вопросами. Площанская пустынь тесно сотрудничает с Центром реабили­тации лиц, пострадавших от алкоголиз­ма, наркомании и тоталитарных сект, созданном при Миссионерском отделе Московского Патриархата. Несколько лет назад в обители появились первые наркозависимые с целью реабилитации и излечения.

Ныне, как и в стародавние времена, те, кто нуждается в утешении, мудром на­путствии или задушевном разговоре, всегда найдут поддержку в Площан­ской обители.

Первый настоятель пустыни архимандрит Сергий начинал свой монашеский путь в Псково-Печерском монастыре. Бла­годарю Господа, — говорит отец Сер­гий, — что Он сподобил меня увидеть многих дивных старцев. Много общал­ся со схиигуменом Саввой, схиархиман-дритом Агапитом, отцом Иоанном (Крестьянкиным) и архимандритом Нафанаилом. Все это настоящие мо­нахи, прошедшие духовную школу. Ду­ховным моим руководителем был изве­стный старец архимандрит Серафим (Тяпочкин), почти семь лет я около не­го окормлялся. Это был один из правед­ников, живших на земле, его внутрен­ний мир и любовь передавались всем, кто с ним общался. Мудрый и прозор­ливый схиархимандрит Григорий — ду­ховный отец архимандрита Серафи­ма, постригал меня в монашество. Вот от этих старцев, надеюсь, что-то и я почерпнул.

О том, что схиархимандрит Григорий сам был последним постриженником Площанской пустыни, архимандрит Сер­гий узнал лишь годы спустя: Он как бы пе­редал мне Пустьшь... В который раз удив­лялся я тому, насколько мудро устраива­ет все Господь. Промысл Его становится мне понятным через много лет...

 

 

 

 

 

 

Живет монастырь небогато, в основ­ном своими трудами да пожертвования­ми прихожан и добрых людей, которым дорога судьба Родины и ее святынь.

Годы 2001 и 2002 отмечены важными событиями в духовной жизни Площан­ского монастыря — обретением чест­ных останков ее духоносных старцев и исповедников веры: в 2001 году с Афа­насьевского кладбища города Орла был перенесен в Площанский монастырь прах последнего настоятеля обители игумена Никодима (Спиридонова), а в апреле 2002 года были подняты из-под спуда останки великого подвижника

XIX века Площанского старца Василия (Кишкина) и перенесены в Покров­скую церковь.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 8мая 2008 года причислены клику святых тринадцать подвижников Глинской пустыни, в числе которых и преподобный Василий (Кишкин), старец Площанский.

Предстательством Царицы Небесной, с Божией помощью возвращаются в Площанскую пустынь ее святыни, и это вселяет в сердца надежду на то, что в будущем монастырь вновь обретет свой прежний величественный облик и зна­чимость.

29 мая 2013 года решением Священного Синода настоятель пустыни архимандрит Сергий был избран епископом Клинцовским и Трубчевским. Новым настоятелем единогласно был избран послушник и постриженник владыки Сергия иеромонах Леонид.