Площанские старцы
Житие преподобного Старца Василия Площанского (Кишкина)
Начало старчества в Площанской пустыни: XVII — первая половина XVIII века
Как новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем, так и новорожденному в духе... существенно нужны... пестун и пестунство, руководитель и руководство... надобно покоряться человеку, ради Бога, как Богу, — так писал о значении старчества святитель Феофан Затворник. Начавшее распространяться вместе с зарождением иночества старчество утвердилось во всех обителях Фиваиды (Северный Египет) еще в III веке по Рождестве Христовом и в дальнейшем особенно процветало на Афоне.
В Россию старчество, как образ духовного руководства, пришло с принятием в X веке христианства. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские были на Руси одними из первых насадителей этого духовного установления, получившего распространение в других монастырях. Однако к XV веку традиция старческого окормления ослабевает, и вплоть до XIX века не вводилась в уставы обителей.
Возрождение традиции старчества связано с именем настоятеля Нямецкого монастыря в Молдавии преподобного Паисия (Величковского). Старец Паисий, проведя семнадцать лет на Афоне и в совершенстве овладев греческим языком, привез в Молдавию свои переводы писаний святых отцов Церкви из греческого «Добротолюбия». Однако многими монашествующими это новое, а по существу — древнее, святоотеческое учение об откровении помыслов, о непрерывной Иисусовой молитве, о светлом духовном памятовании о Христе было встречено с враждебностью и непониманием. Жизнь старца Паисия и его учеников была полна скорбей, тягот и унижений: их обвиняли в ереси, прельщении, не давая возможности донести до русского монашества святоотеческую истину. Носителей древней традиции старческого окормления изгоняли из монастырей и скитов до Валаама и далее. Но со временем многими трудами учеников старца Паисия основанием монастырской жизни в русских монастырях становится умное делание и старческое руководство.
Московский Иосифо-Волоколамский монастырь, монастырское имущество было возвращено, удержаны деньги, полученные от продажи хлеба и скота. Со временем Борщовская пустынь стала приписной к Площанской.
Указом императрицы Анны Иоанновны от 27 марта 1731 года подтверждалась передача всей земли, пожалованной еще царем Михаилом Феодоровичем, в вечное владение Площанской пустыни.
Только совершенное покорение себя воле Божией и твердое упование на заступничество Царицы Небесной, имени Которой посвящена обитель, позволили отцу Тихону преодолеть все встреченные им препятствия и начать Истинной «школой» монашеского делания считали Площанскую пустынь многие иерархи Русской Православной Церкви. Начиная с грека строителя Прокопия можно говорить почти обо всех строителях пустыни как о настоящих старцах. Такими были строители отец Антоний (1690— 1715), отец Тихон (1725-1741), отец Иоасаф (1741-1767), отец Пафнутий (1746— 1758), отец Серапион (1778— 1807), а также иеромонахи Варнава, Адриан и Иона.
Вдали от суеты мирской, в затерявшейся среди брянских лесов святой обители в разные годы подвизались легендарные старцы — ученики и последователи преподобного старца Паисия (Величковского), такие, как схимонах Афанасий (Захаров), иеромонах Василий (Кишкин), святитель Игнатий (Брянчанинов), Лев и Макарий Оптинские, преподобный Феодор Санаксарский. Бывали в обители митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Серафим (Чичагов), священномученик епископ Макарий (Гневушев), подвизался прозорливец и мученик Герман.
После кончины отца Прокопия в 1644 году строителем Площанской пустыни был один из его учеников, имя которого до нас не дошло. Его сменил отец Питирим.
В 1690 году строителем Площанской пустыни становится отец Антоний (1690 — 1715). Родом он был из Волхова, сын диакона, иноческий постриг принял в Николо-Одринском монастыре. Сей строитель Антоний, — повествуется в рукописном описании Площанской пустыни, — сказывал своему ученику иеромонаху Тихону, что он неоднократно видел Божию Матерь в церкви во время Акафиста, посещавшую сие место, и говорил ему: «Верую Матери Божией, что после Нея будет на сем месте великая обитель на прославление имени Божия».
Смирения ради иеромонах Антоний в 1715 году оставляет строительское место и удаляется для принесения своих обетов в Одрин монастырь на покой, где его, годы спустя, в мае 1734 года ожидала лютая мученическая смерть от рук напавших на монастырь разбойников. Строитель Площанской пустыни отец Антоний оставил о себе память как прозорливец, на несколько столетий вперед предвидевший будущее процветание обители.
Между тем, со времени правления Петра I, который в пылу реформаторских преобразований упразднил институт Патриаршества, власть стала смотреть на монахов как на людей, поедающих чужие труды и производящих забобоны, ереси и суеверия. Указом царя-реформатора в 1703 году было запрещено строить новые монастыри, а в 1723 году император подписывает указ, запрещающий постриги в монастырях, а на освободившиеся места повелевает определять отставных солдат и калек, больных, нищих и сумасшедших. Монастыри и пустыни, где было менее тридцати человек братии, указывалось объединять в один.
Строгим и пунктуальным исполнителем императорских запретительных указов явился архимандрит Севского Спасского монастыря Варлаам, в 1724 году приказавший вывести всю монашескую братию из Площанской пустыни и произвести изъятие монастырской утвари. Хлеб и скот были вывезены из монастыря в 1725 году. Архимандрит Варлаам добился объединения Площанской пустыни и Борщовской, которой на ту пору управлял строитель Тихон (Игнатьев), родом из Волхова, купеческого звания. В документах отец Тихон называл себя так: иеромонах Тихон, строитель Борщевский и Площанский.
В 1725 году отец Тихон был назначен в Площанскую пустынь строителем, в ней по-прежнему, несмотря на запретительные указы, проводились редкие постриги в монашество. Будучи человеком незаурядного ума, предприимчивым и рачительным хозяином, он бросает вызов архимандриту Варлааму и вступает на путь многолетней борьбы за восстановление справедливости. Приступив к управлению монастырем, отец Тихон незамедлительно подает челобитные в Московское Дворцовое управление, жалуясь на нападки и гонения Варлаама и на бесчинства местных крестьян, самовольно занявших монастырские земли. Высшая власть назначила для разбирательства дела управляющего канцелярией Комарицкой волости господина Чичерина. По прибытии в пустынь он произвел следствие, в результате которого справедливость восторжествовала. Прежний гонитель Площанского монастыря Варлаам был переведен из Севска в восстановление монастыря.
Управлял обителью отец Тихон в течение шестнадцати лет и на 70-м году жизни, после тяжкой болезни, мирно отошел ко Господу в 1741 году. В своих наставлениях к монашествующим этот подвижник благочестия особое внимание уделял стяжанию смирения, терпения, рассудительности и любви к ближнему.
Лесные иноки
Еще в бытность отца Тихона строителем Площанской пустыни, в 1734 году императорским указом вновь накладывается запрет на монастырские постриги всех, кроме вдовых священников и отставных солдат. Все эти запретительные указы сильно содействовали развитию пустынножительства в лесах.
Скрывшиеся в дальних лесах от преследований со стороны властей иноки подвизались в монашеском делании, в посте, молитве и богомыслии. Кормились они своим рукоделием — плели корзины, лубочные коробки, сами делали ложки, посуду и другие необходимые в крестьянском хозяйстве вещи. Руководили лесными скитами старцы-иеромонахи и бывшие настоятели монастырей.
Чаявшие получить иноческий постриг устремлялись в Брянские, Трубчевские, Карачевские лесные пустыни даже из Московской губернии и Сергиева Посада. Со времени царствования Елизаветы Петровны окрестные вокруг Площанской пустыни леса Севского, Трубаческого, Карачаевского и Брянского уездов были сплошь заселены лесными иноками — воспитанниками старца Иоасаф. Обстоятельства того времени способствовали расцвету пустынножительства, лесные скиты не оскудевали насельниками, жаждущими посвятить себя Господу вдали от суеты мирской.
Позже, через двадцать-тридцать лет, прокатилась волна строгих ограничительных мер правительства, когда неуказно постриженных монахов насильно расстригали и возвращали на прежние мирские места их жительства. Главным местом пустынножительства сделался более глухой и непроходимый Придесненский край - смежный узел Орловской, Смоленской и Калужской губерний. Немало таких отшельников жило в брянских, жиздринских и рославльских лесах, где в течение почти семи десятилетий находился центр пустынножительства. С большой любовью относились к лесным инокам жители окрестных селений, скрывавшие от властей места пребывания пустынножителей.
Жизнь пустынников значительно и во многом отличалась от распорядка общежительных монастырей, в стенах которых из-за многолюдья не все могли претендовать на внимание и время старца. Лесные иноки имели возможность ежедневно обращаться за помощью к старцу в невидимой брани, исповедуясь перед своим духовным руководителем и наставником. Старец, руководя спасением своих духовных чад, давал послушникам указания и повеления, которые иноки выполняли без размышлений, как Божию волю о себе.
В XVIII веке прославились подвижничеством и духовной рассудительностью площанские старцы, ушедшие в леса пустынножителями. Среди них иеромонах Адриан, иеромонах Варнава, иеросхимонах Иона, иеромонах Иоасаф, монахи Иларион, Иаков, Досифей и другие. Многим из них удалось достичь больших духовных вершин. Так, когда сильно болел монах Иаков, он сподобился посещения своей келлии Самой Царицей Небесной и по вере своей получил просимое исцеление.
Старец Адриан, в схиме Алексий, с 1775 года подвизался в брянских лесах с двумя послушниками восемь лет. В 1783 году он перешел в бацкинский лес Брянского уезда и поселяется в десяти верстах от келлии площанского иеромонаха Варнавы. В рославльских лесах, куда после смерти отца Варнавы от рук разбойников переселился отец Адриан с учениками, пустынножители нашли теплый прием помещиков, с добрым сердцем принявших их на своих землях и поставивших для отшельников келлии. Невдалеке от келлии отца Адриана находилась в ту пору келлия монаха Никиты, которому также, как в свое время монаху Иакову, явилась Сама Божия Матерь в окружении Ангелов и исцелила его. На могиле отца Никиты, над его нетленными мощами, причтом села Якимович позже была выстроена пятиглавая часовня. И в наше время многие страждущие приходят на это святое место, прося исцелений. И Господь дает по вере просящих.
Преемник отца Тихона с 1741 года на начальствующей должности строителя Площанской обители иеромонах Иоасаф решил воплотить в жизнь планы своего духовного наставника и учителя. При нем начинается строительство каменной летней соборной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя Святителя Николая Чудотворца. В те же годы возводится и теплая церковь — в честь Покрова Божией Матери. Была перестроена трапезная, возведены братские келлии и другие постройки.
Однако частые посещения богомольцев стали тяжки душе отца Иоасафа, душе смиренной и любившей скитское уединение. Ради любви к Благоугодному Богу и созерцательной жизни он оставляет место строителя Площанской пустыни, избрав себе в преемники иеромонаха Пафнутия (1746— 1758), сам же на два десятилетия уходит из обители в брянские леса. Изредка он все же навещает Площанский монастырь, останавливаясь в келлиях своих учеников Пафнутия, Иоиля и Серапиона.
Отец Серапион в своих записках вспоминал, что благочестие отца Иоасафа было известно не только монахам Площанской пустыни, но и сотням и тысячам других, стремившихся к спасению души. О нем знали от Москвы до Киева и отовсюду приходили под его духовное руководство желающие настоящего монашества. Часто прямо в лесу отец Иоасаф постригал желающих спасения, что вызывало недовольство духовных властей, но Господь хранил подвижника от злых людей.
Еще во время управления Площанской обителью отца Иоасафа пришел в монастырь молодой подвижник Иоанн. Не сразу согласился принять не имеющего при себе паспорта странника строитель Иоасаф, опасаясь раскольников и беглых преступников. Однако, уступив настоятельным просьбам, принял. Это был будущий преподобный Феодор (Ушаков) — основатель Санаксарского Рождественско-Богородицкого монастыря.
Примечательно, что старец Феодор (Ушаков), никогда не встречавшийся с преподобным Паисием (Величков-ским), оставил после себя письменные поучения для братии, в которых присутствуют все составные части учения молдавского старца. Это и полное откровение помыслов, и очищение сердца от страстей, и непрестанная молитва.
Именно так вел отец Иоасаф своих многочисленных учеников ко спасению, во всем будучи для них примером. В посте, в молитве, в трудах ему не было равных. Его труды по строительству обители, дар духовного руководства и многолетнее пустынное житие стяжали старцу благоговейную память в сердцах монастырской братии. Отец Иоасаф
отошел ко Господу в 1767 году и был погребен в алтаре Никольского придела Казанского собора.
Площанская пустынь при преемниках строителя Иоасафа: середина XVIII—начало XIX века
После отца Пафнутия строителем пустыни стал иеромонах Иоиль. Родом он был из окрестностей Орла, в миру назывался Кириллом Титовым, происходил из вольноотпущенных крестьян. По желанию своему двадцатилетним дьячком пришел он в монастырь, где в 1742 году был пострижен старцем Иоасафом и рукоположен во иеромонаха в следующем году. В ноябре 1758 года иеромонах Иоиль был утвержден строителем.
В его строительство в 1764 году императрица Екатерина II издала указ об изъятии в казну церковных и монастырских имуществ. Поскольку у Площанской обители никогда не было крепостных монастырских крестьян, то практически отбирать было нечего, и указ Екатерины II о секуляризации монастырских владений лишь слегка задел обитель. По распределению монастырских штатов Площанская пустынь была определена как заштатная и оставлена на своем иждивении без казенного содержания с семью монашествующими в штате, однако фактически братии давно было более пятидесяти человек.
В августе 1772 года обитель посетил Севский епископ Кирилл, юный келейник которого Гаврила Добрынин восторженно писал о Площанской пустыни: Благодатная пустынь, нельзя о тебе замолчать! Ты уединяешься в лесу сосновом и березовом, имеешь каменную церковь, довольное число келий, хотя деревянных, но покойных и теплых. Написанные на вратах твоих лики являют собою обитателей твоих, посвятивших себя уединению, с намерением трудиться для спокойствия душевного и для избежания сует мирских. Ты имеешь чистейшую воду речную и ключевую. Тебя от солнечного зноя осеняют деревья; тебя же они охраняют от свирепых ветров. Ты вмещаешь в себя до 60 человек, монашествующих и бельцов, именующихся братиями. Твой начальник, титулуемый строитель, тем только отличает свое начальство от рядовых братий, что он первый в молитве, в церкви, — где вечер, заутро и полудни благословляют Господа, — и первый на работе, где копают, сеют, садят и собирают плоды. Твоя чада вяжут мрежи, работают резцами и другими орудиями. Они подносят посетителям прекрасно сработанные и окрашенные трудов своих пояски, блюдцы, тарелки; сплетенные искусно разных мер и величины корзины и прочее, не требуя за это вознаграждения и не подавая ни малейшего к тому вида желания, благодарны от всего сердца тем, что им дадут. Твой устав ведет каждого, посещающего тебя, в общую трапезу, предлагает ему свой хлеб и все то, что сварено для братьев. А для отличного гостя начальник и братия не опасаются соблазна изготовить птицу, а если угодно, так и барана; хотя сами строжайше удалены от брашен сего рода, даже до того, что самые юные бельцы не соглашаются, ни под каким видом, нарушить сей добродетели воздержания. Часы на колокольне определяют время, положенное для молитвы и работ. Притекающие в твой храм истинные поклонники не находят в твоей ограде ничего оскорбляющего чистоту их сердечных расположений. Да будет слава и честь господину Апраксину, хранящему тебя в недрах своего владения!
Благодаря этому воспоминанию мы можем себе образно представить положение дел в Площанской пустыни в период строителя Иоиля. Следует отметить, что он всячески способствовал монахам, скрывавшимся от духовных властей, избегать преследования за проживание в лесных скитах: давал документы, помогал им вещами и съестными припасами.
Отец Иоиль управлял обителью на протяжении семнадцати лет, с 1758 по 1775 год, и скончался на 66-м году жизни в ночь с 13 на 14 ноября и на следующий день был похоронен в монастыре. Его трудами обитель повсюду славилась строгостью жизни монашествующих, внутренним уставом и старческим окормлением.
Возглавивший Площанскую пустынь в 1777 году иеромонах Серапион был одним из любимых учеников старца Иоасафа, пользовавшийся его уважением за беспрекословное послушание и воздержанную жизнь. Отец Серапион был хорошо образован и обладал редким даром рассудительности. Он в юности пришел в обитель из Сергиева Посада, прошел все монастырские послушания и сподобился пострижения от своего старца в августе 1746 года.
Трудами отца Серапиона в монастыре было возведено множество новых построек, переоборудованы и подправлены старые. Так, над Святыми вратами отец Серапион построил каменную церковь во имя Всех святых, на сооружение которой получил храмозданную грамоту от Преосвященного Амвросия, архиепископа Севского и Брянского, викария Московской епархии. Выстроенная церковь была освящена в 1783 году Преосвященным Дамаскиным, епископом Севским и Брянским. К Казанскому собору в 1787 году с северной стороны была пристроена ризница. Будучи рачительным хозяином, отец Серапион построил за версту от монастыря кирпичный завод для изготовления собственного кирпича (завод просуществовал более двухсот лет), проложил новые дороги — широкие и удобные, увеличил поголовье скота.
В течение полугода в 1784 году отец Серапион был настоятелем Брянского Петропавловского монастыря с возведением в сан игумена, но в том же году был переведен обратно в Площанскую пустынь в том же сане.
Преосвященный Амвросий очень любил подолгу беседовать с отцом Серапионом, которого очень ценил. Уже будучи перемещенным в Москву, Преосвященный прислал отцу Серапиону в знак своей любви к обители клобук Патриарха Филарета Никитича — благодетеля обители. На клобуке имелась надпись: Посылается сей Патриарший клобук от Преосвященного Крутицкого епископа Амвросия на благословение в Площанскую пустынь.
Как человек опытный в духовной жизни, отец Серапион пользовался доверием и архипастырей (он был назначен первоприсутствующим в Севской Духовной консистории), и простых мирян, обращавшихся к нему за советом. Сохранились записки отца Серапиона, в которых он вспоминает своих великих учителей и духовных друзей: иеромонахов Антония, Тихона и Иоасафа, архимандрита Никодима, пустынника Ефрема. Благодаря этому мы имеем ценные данные об истории пустыни со времени прихода отца Прокопия на Площанский колодец вплоть до конца XVIII века.
За тридцать лет начальства отца Серапиона Площанская пустынь достигла цветущего состояния, приводившего в восхищение паломников и богомольцев.
На закате своей земной жизни, когда духоносному старцу отцу Серапиону было более девяноста лет, по причине преклонности лет и болезней он стал искать уединения, переложив на своего ученика иеромонаха Амвросия заботы строителя. Игумен Серапион мирно отошел ко Господу в 1807 году на 97-м году жизни. Он завещал братии похоронить себя рядом с отцом Иоасафом — учителем, наставником и руководителем своего спасения.
Век XIX в истории Площанской пустыни: птенцы «Паисиевого гнезда»
Промыслом Божиим в Площанскую пустынь поступил в 1815 году один из Паисиевых учеников, схимонах Афанасий (Захаров), бывший в миру дворянином и служивший ротмистром в гусарском полку. В Нямецкий монастырь он поступил тридцати лет и был пострижен старцем Паисием, пробыв в монастыре около семи лет. По своим делам поехал в Россию, подвизался в трех монастырях — Флорищевской пустыни, Гороховском монастыре Владимирской губернии и Бело-Бережской пустыни Орловской губернии. Будучи в Москве по монастырским делам, он часто беседовал с иеромонахами Московского Новоспасского монастыря Александром (Подгорченковым) и Филаретом (Пуляшкиным) об умной молитве, откровении помыслов старцу и неустанном монашеском делании. Под водительством старца Афанасия его ученики стали позже знаменитыми подвижниками веры, последователями учения преподобного Паисия (Величковского). По благословению Преосвященного Досифея, епископа Орловского и Севского, приехал в Площанскую пустынь, да так и остался здесь на постоянное жительство.
За пять лет до прихода в обитель схимонаха Афанасия, в 1810 году, пришел на богомолье в Площанскую пустынь Михаил Иванов — будущий знаменитый Оптинский старец Макарий. Оставшись в пустыни, он с ревностью предал себя в полное послушание духовнику обители иеромонаху Ионе. Пройдя все послушания, в 1814 году Михаил был пострижен в мантию с наречением имени Макария и в том же году был рукоположен во иеродиакона Преосвященным Досифеем, а вскоре определен ризничим обители. Давно жаждавший встречи с иноком духовной жизни, учеником старца Паисия, отец Макарий вошел со схимонахом Афанасием в общение, а в 1817 году перешел к нему в келлию. Приезд старца Афанасия благотворно сказался на братии монастыря.
Этот ученик «Паисиевого гнезда» явился для Площанской обители первым старцем новой школы. Наряду с другими учениками, разъехавшимися из Молдавии после кончины своего учителя Паисия в 1794 году и поселившимися преимущественно в монастырях Орловской и Курской епархий, он с любовью передавал монастырской братии приобретенное им духовное сокровище.
Отец Афанасий был кроток, снисходителен, терпелив, смирен, милостив, сострадателен и любил всех. При своей старческой немощи он никогда не оставлял келейного правила и церкви. А правило, данное ему еще старцем Паисием, было таково. Придя с утрени, прочитать Акафисты Спасителю и Божией Матери, молитвенно вспоминая страсти Христовы, прочитать по Каноннику кондаки и тропари, две главы из Апостола и одну из Евангелия. Затем следовало молитвенное воспоминание Божией Матери и святых, пришедших на память. Завершалось же правило чтением синодика о здравии и упокоении родных, близких и благодетелей. При этом правиле старец клал две сотни поклонов и совершал его утром и вечером. На службах всегда стоял до отпуста и никогда не садился ни при каких обстоятельствах. Во время чтения из Пролога и толкового Евангелия он подходил к самому чтецу и, опираясь грудью на костыль, с опущенной головой задумчиво внимал чтецу. Опухоль на коленях, образовавшуюся от усиленного стояния, старец смазывал маслом от лампадки Казанской иконы Божией Матери, имея к ней великую веру. При одном упоминании при нем Ее имени старец проливал слезы и молился.
Братия монастыря ежедневно приходили к старцу ради пользы и духовного утешения. Для всех он находил простое слово, говорил с крайним смирением, как ничего не знающий. Любил назидать чужим примером, рассказывая о жизненных встречах с преуспевшими иноками. С приходящими мирянами старец беседовал о милосердии к нищим, о будущих страданиях, говоря с любовью о том, что эта жизнь дана на взыскание будущей. Сектантов и раскольников молил и уговаривал оставить свое заблуждение, и Божией милостью многие из них обращались к Православной Церкви.
Отец Афанасий своей простой и детской незлобивостью, смирением и кротостью поучал без слов, а свободное время старец проводил в переписывании из отеческих книг душеполезных наставлений, в надежде в будущем систематизировать собранные им бесценные россыпи святоотеческой мудрости. Но при жизни отцу Афанасию завершить намеченное не было суждено. Уже после его кончины сей труд, составивший несколько томов, был передан из обители в Орловский церковно-археологический комитет для музея.
Осенью 1825 года старец Афанасий занемог и мирно передал свою душу Господу при конце воскресной вечерни на руках своего ближайшего ученика отца Макария.
Девять лет, проведенные рядом с таким светочем «Паисиевого гнезда», как схимонах Афанасий, дали возможность отцу Макарию приобрести неоценимую пользу для своей души. Старец Афанасий имел у себя верные списки всех трудов и переводов отца Паисия (Величковского): книгу Исаака Сирина, исправленные древние славянские переводы писаний Макария Великого, Симеона Нового Богослова, самим старцем переведенные писания Максима Исповедника, Феодора Студита, жизнь Григория Синаита, слова Григория Паламы и другие. Чтением и переписыванием этих рукописей ученик и последователь схимонаха Афанасия, отец Макарий, с глубоким рвением принялся утолять свою духовную жажду. Годы спустя эти верные списки с переводов старца Паисия (Величковского) легли в основу издательской деятельности отца Макария уже в Оптиной пустыни.
Сменивший отца Серапиона строитель Амвросий (Григорьев) происходил из духовного сословия. Являясь учеником отца Серапиона и будучи у него на послушании, он впитал в себя святоотеческую мудрость, находясь под руководством столь известного духоносного старца.
Пробыв строителем Площанской пустыни всего три года, он был переведен в 1810 году игуменом в Свенский монастырь и сделал много для его укрепления и расцвета. Во время его управления в Свенске находили приют и духоносные старцы — ученики преподобного Паисия, и лесные пустынники, многим из которых отец Амвросий давал паспорта для свободного проживания вне обители. Он предал Господу душу в июле 1833 года и был погребен в ограде Свенского монастыря.
Строитель Иоанникий приступил к управлению Площанской пустынью в 1809 году, в 1813 году заложил и начал строить новую теплую церковь в честь Сошествия Святого Духа с двумя приделами: по правую сторону — в честь Феодоровской иконы Божией Матери, а по левую — в честь Рождества Иоанна Предтечи. В том же году он подал прошение в консисторию о переводе на покой по состоянию здоровья, с пожеланием остаться в числе братства Свенского монастыря. Иеромонах Иоанникий скончался в возрасте 51 года в январе 1825 года.
Его преемником на начальственной должности стал иеромонах Каллист (Кочетов) — ученик знаменитого старца и последователя преподобного Паисия иеромонаха Василия (Кишкина), управлявшего в начале XIX века Брянской Бело-Бережской пустынью.
Знаменитый старец и последователь преподобного Паисия (Величковского) Василий (Кишкин) вернулся в Россию с Афона в конце XVIII века. Подвизаясь в монастырях Центральной и Южной России, он неустанно насаждал учение старца Паисия, основанное на святоотеческом предании, восстанавливая в монашеских общинах подлинный дух истинного послушания и смирения. С начала и до середины XIX века Площанской пустынью в разные годы управляли верные ученики и духовные чада святого старца Василия (Кишкина).
Уже упоминавшийся постриженник Белых Берегов отец Каллист управлял Площанской пустынью только один год. Сменил его на начальственной должности иеромонах Павел (Крячков), происходивший из ростовских купцов. Оставив мир, он ушел на Афонскую гору, а по возвращении на родину поступил в Бело-Бережскую пустынь, где в 1802 году и был пострижен в мантию старцем Василием. С монашеской братией отец Павел был прост, незлобив и миролюбив и духом кротости тут же примирял поссорившихся. В 1818 году он был переведен в Калужский Архиерейский дом на должность казначея, где закончил свой земной путь в 1835 году.
Строителем Площанской пустыни после перевода отца Павла был назначен иеромонах Серафим (Веденисов). В жизнеописании старца Василия (Кишкина) так повествуется о призвании к монашеству купеческого сына Сергия — будущего иеромонаха Серафима: Как-то раз старец Василий, приглашенный своими столичными поклонниками, шел по Москве и по Промыслу Божию зашел в купеческую лавку Петра Веденисова. Юный 16-летний сын купца Сергий, увидев богодухоносного старца и услышав его сладкую речь, растопившую его сердце любовью к Богу, начал умолять отца Василия взять его с собой в обитель. Старец, видя в этом Божию волю, не отказал ему и наставил отрока написать письмо отцу и вместе с ключами от лавки положить родителю под подушку. А далее, незаметно покинув Москву, они отправились в Коренную пустынь Курской губернии. Находясь в обители под руководством старца Василия, Сергей Веденисов был послушлив, смирен и молчалив, за что и был любим братией. Через год после назначения отца Василия в Бело-Бережскую пустынь на должность строителя туда был переведен и послушник Сергий. В Белых Берегах он был пострижен духоносным старцем Василием (Кишкиным) в монашество с именем Серафим. В тот же день старец Василий постриг в мантию послушника Льва (Наголкина) — будущего старца Леонида Оптинского (в схиме Льва). Далее последовало назначение отца Серафима казначеем в Свенский монастырь, откуда он вернулся в Белые Берега уже строителем.
А в 1818 году за святое послушание был перемещен Преосвященным Гавриилом в Площанскую пустынь на начальствующую должность для поддержания обители, пришедшей в расстройство. Для улучшения церковного чина и порядка ему было разрешено взять из Бело-Бережской пустыни до десяти человек братии. Приступив к управлению обителью, отец Серафим принимает решение о замене бывшего до него в Площанском монастыре столпового, или знаменного, пения на молдавское, заведенное в Белых Берегах учеником преподобного Паисия (Величковского) схимонахом Феодором (Пользиковым). Строитель Серафим управлял Площанской пустынью в течение восьми лет. За эти годы он сумел собрать сто человек братии, для которых являлся добрым наставником и духовным отцом. Много трудов он положил на благоустройство Площанской пустыни. Отец Серафим расширил Покровскую церковь, начал в 1824 году перестраивать Казанский собор, перестроил ветхие деревянные келлии и многие другие постройки. Он вел жизнь воздержанную, в разговорах был приветлив, нравом кроток и тих. Весной 1826 года он тихо покинул земное отечество на шестидесятом году жизни. Перед кончиной он распорядился продать свою шубу, вырученные деньги отдать нищим, а книги и одежду раздать братии на молитвенную память.
В 1826 году строителем в Площанскую пустынь был назначен иеромонах Маркеллин (Патрикиев), родом из московских купцов. Он начал служение Господу в Бело-Бережской пустыни, где в 1811 году был пострижен иеромонахом Серафимом, а затем рукоположен в священнический сан. В 1818 году отец Маркеллин, прослужив до этого три года в должности казначея, а затем и строителя Мценского Петропавловского монастыря, по собственному желанию был принят в братство Площанской пустыни.
При отце Маркеллине в Площанскую пустынь в 1827 году прибыл старец Василий (Кишкин). Из десятка монастырей, в которых ему довелось проживать после возвращения в Россию, он выбрал именно эту святую обитель для окончания своего жизненного пути. Строитель Маркеллин, узнав, что знаменитый старец пожелал посвятить пустыни последние годы своей жизни, возрадовался и встретил отца Василия с чувством глубокого уважения и сыновней преданности. Монастырские летописи сообщают: Одним из больших дел, сделанных старцем Василием для Площанской пустыни, кроме улучшения общей атмосферы духовной жизни, было выселение из монастыря проживавшей в нем купеческой вдовы Анисий Гладкой, пожертвовавшей в пользу пустыни крупную сумму капитала. Отец Василий, видя и слыша от братий, что вдова эта живет в монастыре для соблазна и жилище ее служит местом сборищ беззаконных, загорелся ревностью о благочестии и стал просить строителя удалить ее. Но тот не решался на такой шаг по отношению к богатой благотворительнице. Тогда старец прибег к заступничеству Царицы Небесной, умоляя Ее спасти братию от засилия женского пола. Молитва его была услышана. Вскоре приехал Преосвященный Никодим, объезжавший епархию, и старец упросил его выселить из монастыря богатую вдову. Владыка благословил ее перейти в Севский девичий монастырь, и она невольно вынуждена была согласиться. По отъезду этой женщины из пустыни строитель Маркеллин многократно благодарил старца Василия за такое благодеяние и говорил: «Я знал, что все это искушение, но не сумел помочь такому горю; теперь же все мы видим и сознаем, что Богпромыслительно прислал тебя в обитель нашу. Да будет же Ему честь и похвала во веки», и положил старцу земной поклон.
Старец Василий (Кишкин) прожил в Площанской обители последние четыре года своей земной жизни, окруженный благоговейной любовью, почитанием и заботой своих духовных чад. Великий подвижник благочестия был погребен на монастырском кладбище, а на его могиле был поставлен кирпичный памятник в пять кирпичей, с чугунной плитой и надписью на ней: Иеромонах Василий, из роду Кишкиных, скончался 1831 года 27 апреля на 86 году от рождения.
Отец Маркеллин стал свидетелем и непосредственным участником приема в пустынь еще одного старца — отца Леонида (Наголкина), приехавшего в обитель с несколькими своими учениками осенью 1828 года. Среди учеников иеромонаха Леонида был будущий святитель Игнатий (Брянчанинов) (тогда еще послушник Димитрий) со своим товарищем Михаилом Чихачевым. Покинув Александро-Свирский монастырь, отец Леонид направился на поклон святым мощам Киево-Печерских угодников и на обратном пути выбрал для жительства Площанскую обитель. Здесь его ожидала встреча со старцем Василием (Кишкиным), который в далеком 1801 году постригал отца Леонида в мантию. Здесь же, в Площанской пустыни, произошла и другая промыслительная встреча отца Леонида — с иеромонахом Макарием (Ивановым), подвизавшимся в обители с 1810 по 1834 год, а затем перешедшим в скит Оптиной пустыни и ставшим знаменитым на всю Россию Оптинским старцем.
Молодые послушники Димитрий и Михаил со смирением и кротостью предались подвижнической жизни. После одного чудесного видения, явившегося в обители послушнику Димитрию, тот почувствовал необыкновенную силу разума и разрешение всех своих недоуменных вопросов. После этого видения по просьбе послушников старец Леонид благословил своих духовных чад Димитрия и Михаила на отдельное житье, отдав их под руководство монастырского духовника. Им был отведен для жительства небольшой уединенный домик в саду за северной стеной монастыря. Здесь Димитрий Брянчанинов написал свое созерцательное произведение «Сад во время зимы». Но недолго пребывали под кровом Царицы Небесной в Площанском монастыре отец Леонид и молодые послушники. Неожиданно возникшие недопонимания между строителем Маркеллином и старцем Леонидом привели к тому, что отцу Леониду было предложено покинуть обитель.
В апреле 1829 года старец со своими учениками перешел в скит Оптиной пустыни. Так начался двенадцатилетний путь Оптинского старца Леонида, приведший его к Небесной славе. Ученики отца Леонида — послушники Димитрий и Михаил всюду следовали за своим духовным наставником и вместе со старцем покинули Площанскую пустынь.
Годы спустя, уже став известным на всю страну старцем, святитель Игнатий (Брянчанинов) приводил в своих записках интересные зарисовки из жизни Площанской пустыни, свидетелем которых по воле Божией ему довелось быть.
Отъезд отца Леонида в Оптину пустынь не нарушил духовной связи двух подвижников благочестия — старцев Макария и Леонида. В 1832 году отец Макарий пришел в Оптину пустынь и подает прошение строителю Моисею о принятии его в скит, дабы быть рядом со старцем Леонидом. В 1834 году пришел указ о перемещении отца Макария в Оптину пустынь. Слезно прощался старец с Площанской пустынью, в которой он прожил двадцать три года. До самой смерти сохранял он к пустыни благорасположение и любовь.
Строитель Площанской пустыни отец Маркеллин, похоронив весной 1831 года старца Василия (Кишкина), в декабре того же года сам тяжко занемог. В течение трех лет во время его болезни фактически руководил пустынью казначей отец Иларий (Березовский), известный старец духовной жизни. Постриженник Белых Берегов, духовный преемник знаменитых белобережских, площанских и молдавских старцев и пустынножителей, он стяжал дар прозорливости, и к нему в Площанскую пустынь стекалось множество народа, приходящего за советом и наставлением.
Дважды за время своего смертельного недуга отец Маркеллин предпринял паломничество к мощам новопрославленного угодника Божия Митрофания Воронежского. Но силы уже покидали его, и, как сообщает монастырский архив, он на возвратном пути из губернского города Воронежа, остановясь в Кромах, 2 января 1834 года волею Божией умер. Похоронили отца Маркеллина там же, у тамошней церкви.
Шли годы, сменялась череда строителей Площанской обители, каждый из которых, по мере сил, внес свою лепту в дело благоустроения монастыря, содействуя духовному возрастанию его насельников. В истории Площанской пустыни оставили о себе благодарную память такие ее строители и настоятели, как постриженник Белых Берегов иеромонах Анатолий (ученик старца Василия (Кишкина), иеромонах Виталий (Канарылов-Хренников), иеромонах Иона, иеромонах, а впоследствии игумен Иларион, настоятель иеромонах Дометий (Орлов).
В 1877 году настоятелем Площанской пустыни становится бывший ректор Томской семинарии архимандрит Моисей (Рыбальский). Родился он в Киевской губернии в семье церковнослужителя и, закончив Киевскую духовную семинарию и Московскую Духовную Академию, стал наставником духовных училищ — Ставропольского и Астраханского, Кавказской и Тифлисской семинарий, ректором семинарии в Смоленске и Тифлисе. В 1845 году был пострижен в монашество и через несколько дней рукоположен в священный сан епископом Кавказским и Черноморским Иеремией. Этот ученейший муж трижды командировался в Императорскую духовную миссию в Тегеране, где был торжественно представлен персидскому шаху Надиредин и имел с ним духовную беседу об основах христианского учения. В знак особого расположения получил от шаха в подарок осыпанную драгоценными камнями трость. Отец Моисей обладал редким даром красноречия и в течение целого 1855 года проводил по воскресным дням катехизаторские беседы в Тифлисском кафедральном соборе. Был избран действительным членом Русского географического общества, Общества по распространению христианства на Кавказе, директором Смоленского и Томского тюремного комитета. Отец Моисей пожертвовал в пользу Площанской пустыни для продажи в церквях Орловской епархии некоторые свои сочинения — «Слова и речи на всякий случай», «Патриархальная жизнь ветхозаветных праотцов», «Беседы на десять заповедей Закона Божия». За свои труды архимандрит Моисей был удостоен ордена святой Анны 2-й степени, ордена святого Владимира 4-й степени. Священным Синодом архимандриту Моисею была назначена особая пенсия в размере 800 рублей. Скончался настоятель в 1884 году в 67-летнем возрасте и был погребен у алтаря Казанского собора Площанского монастыря.
Сменивший на начальственной должности отца Моисея Преосвященный Симеон, епископ Орловский и Севский, поставил своим наместником в Площанскую пустынь иеромонаха Филарета (Какирбашева). Родом он был из Болашева Саратовской губернии, купеческого звания.
Сергей Нилус опубликовал записки оптинского игумена Феодосия (Попова), повествующие о юношеском устремлении к монашеству отца Филарета (в миру Феодора), с которым игумен Феодосий был знаком с детства: В это время я познакомился и близко сошелся с купеческим сыном Феодором Андреевичем Какирбашевым, торговавшим от меня по соседству — через лавку — юхтовым и железным товаром. Сблизила нас с ним общая любовь к монашеству. Впоследствии он был наместником в Площанской пустыни, где и окончил свою жизнь, приняв перед смертью схиму... Жили мы тогда так: день занимались каждый своей торговлей, а наступала ночь — мы собирались вместе в теплушку к галантерейщику и там целыми почти ночами молились, читая акафисты, Псалтирь, каноны, а когда изнемогали от трудов бденных, то, прочитав молитвы на сон грядущий, помянник и главы три из Евангелия и Апостола, ложились спать, укрепляя себя взаимным примером и добрыми советами... Священники нас очень любили за наше усердие и звали «монашатами», а сверстники подсмеивались, и то же прозвание обращали в насмешку.
Отец Филарет управлял обителью недолго, с 1884 по 1889 годы. На время его управления приходится установка большого 499-пудового колокола, сделанного в Москве на заводе потомственного почетного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина. Об этом сохранилась монастырская легенда: Поднимать колокол на Казанскую колокольню собралась вся округа, при множестве детей и женщин. Поднимали его на очень толстых канатах, свитых из многих толстых веревок. Когда колокол дошел до половины высоты колокольни, то он остановился. Тогда отец Филарет сказал, чтобы развили концы толстых веревок на тоненькие веревочки и дали бы эти веревочки в руки грудным детям. Как только все это было сделано, колокол легко взмыл на самый верх колокольни Казанского собора.
В 1889 году Преосвященный Симеон был перемещен с Орловской кафедры в Минскую епархию, и наместник отец Филарет отошел от дел по управлению обителью. Недолго пожив на покое, отец Филарет мирно скончался и был погребен на монастырском кладбище против левого алтаря Казанского собора. На его могиле была высечена надпись: Под сим крестом погребено тело иеромонаха Филарета, с полным христианским напутствием скончавшегося 6 ноября 1893 года на 74 году от рождения. Почивший потрудился в обители 48 лет. Он был старец высокой жизни и по опытности своей вполне заслужил звание мудрого наставника монахов. Упокой, Господи, душу его в селениях Преподобных Своих!
Указом Святейшего Синода братии Площанского монастыря было предоставлено право избирать настоятеля из своей среды. И в августе 1889 года братией монастыря был избран настоятелем казначей Площанской пустыни иеромонах Серафим (в миру Стефан Купчинский), дворянин по происхождению.
Игумен Серафим занимал одно из видных мест в общественно-церковной жизни Орловского отдела Императорского Палестинского Общества. Уже на покое, в 1911 году, отец Серафим побывал на Святой Земле. Ко дню рождения Его Императорского Величества Николая II определением Святейшего Синода от 1895 года игумен Серафим был награжден палицей.
Приступив к управлению пустынью, отец Серафим деятельно взялся за благоустройство обители, воздвигнув и обновив многие постройки как церковные, так и хозяйственные. Были приобретены молотильная машина, соломорезка, сеялка новой конструкции и даже пожарная машина. Стараниями настоятеля обители, при помощи благотворителей, в первую очередь главного управляющего брасовских и дерюгинских имений Великого князя Михаила Александровича Н.П. Лавриновского, была приобретена паровая с локомобилем машина для молотьбы, веяния и сортировки хлеба и выбивки конопляного масла.
За свои выдающиеся заслуги, направленные на благоустройство и процветание обители, игумен Серафим в 1901 году был возведен в сан архимандрита. Во время Русско-японской войны, в 1905 году, отец Серафим подал прошение об увольнении его с должности вследствие преклонного возраста и ухудшающегося состояния здоровья. Ненадолго отец Серафим был перемещен в Карачевский Одрин монастырь, откуда в 1911 году старость привела архимандрита на место принесения иноческих обетов — в Площанскую пустынь. Здесь он провел семь лет своей жизни, проживая на покое, уже совсем ослепшим, во флигеле наместника. Архимандрит Серафим мирно отошел ко Господу в 1918 году и был похоронен в обители.
В начале XX века Россия пылала в огне революционных выступлений и войн. Именно в эти годы Господь поручил беречь свое стадо одному из старожилов Площанского монастыря, иеромонаху Ионе (Репину), который в далеком 1868 году поступил сюда послушником и через два года был пострижен в мантию.
Сменил отца Иону, назначенный для управления обителью иеромонах Моисей (Остряков), четырнадцатилетним юношей пришедший в Площанскую пустынь и пребывавший в ней до самого ее закрытия. В 1909 году отец Моисей, как временно исполняющий должность настоятеля, передал начальствование обители иеромонаху Геннадию (Мелихову) , казначею Бело-Бережской пустыни, возведенному при переводе в Площанский монастырь в сан игумена. В годы Русско-японской войны отец Геннадий был откомандирован священником в подвижной полевой госпиталь, работавший на Дальнем Востоке, в Маньчжурии. За военные заслуги он был награжден орденом святой Анны 3-й степени и наперсным крестом от Святейшего Синода. Был игуменом Площанской пустыни с 1909 по 1915 годы. Отец Геннадий приложил много стараний по устроению монастыря. Обладая живым и приветливым характером, он пользовался любовью братии и окрестных жителей. Находясь в отпуске в Бело-Бережской пустыни и заболев тяжелой формой болотной малярии, он скончался в сентябре 1915 года и там же был похоронен.